Основным поводом для нового визита было участие Миши в концерте по случаю 25-летия Фонда Германа Брауна, состоявшегося в Латвийском Национальном театре и где он исполнил переложение романса Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», «Мелодию» украинского композитора Мирослава Скорика и сочинение Макса Бруха «Кол Нидрей».
Но на следующий день был еще один сюрприз: руководительница Фонда Инна Давыдова устроила в своем камерном зале Artissimo, что в Старой Риге, творческую встречу с Майским.
И таким образом завершила свой фестиваль Winterfest, в прямом смысле в последний день февраля «закрыв зиму».
Инна Давыдова исполнила в дуэте с Майским сочинения Рахманинова и Скорика, звучавшие накануне, а затем состоялось при зрителях двухчасовое интервью с виолончелистом, которое, по счастью, записано на видео и станет одной из жемчужин в архиве Фонда.
Майский весьма подробно рассказывал о своей юности в Москве и Ленинграде, об учебе в Московской консерватории, об общежитии на Малой Грузинской улице, о трех месяцах в Бутырской тюрьме, куда он попал по хитросплетенной КГБ комбинации (перед этим сестра Майского эмигрировала в Израиль), о посёлке Правдинске в Горьковской области, где он грузил по 10 тонн цемента в день.
«Но это неважно», — постоянно повторял Миша. Как бы «мелочь».
У него отличное чувство юмора и светлое восприятие жизни, которое спасает.
Драматические истории, перемежаемые анекдотами — отметивший в январе свое 75-летие Миша явно переживает ту самую третью молодость, которая редко кому дается.
Кто-то из зрителей принес изданную в латвийской столице книгу «Рига и три ее Миши» на предмет автографа (о Майском, Барышникове и Тале) и Майский сказал: «Наверное, соберусь и сам напишу книгу... лет через двадцать». И на изумленные взгляды поклонников отвечает: «Ну а что, великий виолончелист прожил 96 лет! — И хитро подмигнув, добавил — Кстати, при этом у него была 21-летняя жена. Я собираюсь жить долго!»
В отличие от своего одноклассника и друга детства, великого танцовщика Михаила Барышникова Майский весьма коммуникабелен. Но и этой коммуникабельности обычно есть предел — пресс-конференции и интервью ограничиваются обычно часом, а потом Мише надо лететь дальше, иногда в буквальном смысле. В этот же раз — два часа интервью и еще долгое, почти на час, общение за чашкой кофе в зале Artissimo.
Редкий случай за этот год, когда все чувствовали единение, забыли о всех трагических новостях, отдались целиком общению и искусству.
В общем-то, так и надо жить нормальным людям. Впрочем, сообщим, что сам Майский не устраняется от драматической обыденности: 24 февраля, в годовщину полномасштабного вторжения РФ в Украину он принял участие в благотворительном концерте в университете Амстердама, в котором украинские и иностранные музыканты присоединились к акции Solidarity & Benefit for Ukraine. Все доходы пошли инициативе United24 и для молодых украинских музыкантов.
«Послезавтра улетаю на гастроли, вот с этой виолончелью», — сказал Миша, упаковывая бесценную свою «любовницу», виолончель Монтаньяна XVIII века. До новых и частых встреч в Риге, Миша!