Зал Замка Света переполнен. И причиной тому вряд ли является тема лекции Вендерса, посвященной новейшим технологиям в кино. Главное — это редкая возможность увидеть и послушать одну из легенд современного кинематографа, а также посмотреть его новый документальный фильм «Соль земли». Сам Вендерс признаёт, что так и не решил — режиссер ли он документального или игрового кино.
«Это драма моей жизни. Когда я создаю документальный фильм, я чувствую, что очень хочу снять игровое кино. Когда снимаю художественный фильм, то в конце я понимаю, что мне ужасно хочется делать документальное кино, — говорит режиссер. — В моей жизни это хорошая вещь, потому что я могу работать в обоих направлениях. Это очень здорово, если тебя окружает съемочная группа, актеры, сюжет, а сзади 20 грузовиков. А иногда ты совершенно один или с двумя-тремя людьми где-то на улице и наблюдаешь за реальностью. Я бы хотел, чтобы многие из моих коллег, которые делают художественные фильмы, могли сменить деятельность».
Более 40 лет назад Вендерс был одним из тех, кто продолжил развивать так называемую «новую волну» революционного кино. Режиссер считает, что сейчас, при огромном изобилии фильмов, никакая «новая волна» появиться уже не может, но кое-какую реформу в сфере кино он все же считает возможной.
«Может быть, современная «новая волна» — это телесериалы? Очень много талантливых кинематографистов — продюсеров, режиссеров, актеров — работают над сериалами, — размышляет Вендерс. — Это у них хорошо получается. И многое из того, что вообще-то приписывают независимому кино, воплощается в сериалах. Может быть, это и есть «новая волна»?»
О латвийском кино, по признанию режиссера, ему известно мало, но он допускает, что когда-нибудь сможет сотрудничать и с представителями латвийского кинематографа.
«Совершенно возможно. Видите, это мой первый день в Риге. Следующие два дня будут очень занятыми, но я намереваюсь еще ненадолго задержаться, встретиться с коллегами и узнать, как тут развивалось кино с тех времен, как Эйзенштейн уехал из города», — говорит Вендерс.
«Семя всех моих фильмов — это место. Мне нужно влюбиться в место, создать с местом отношения, прочувствовать его, — продолжает Вендерс. — И тогда я начинаю думать, какой сюжет тут может поселиться. Именно в этом месте и нигде больше. Потом я начинаю думать об актерах. Все мои фильмы так начинаются. Наверное, такое место мне удастся найти и здесь».