«Соль земли»: в Даугавпилсе сын-скульптор вспоминает маму-скульптора

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Дмитрий Якимчук, более десяти лет проживший в Швеции, вернулся в город, который считает родным, и сейчас готовит выставку «Соль земли». Она посвящена памяти матери — замечательного скульптора Елены Волковой (1949-2019).

«Это будет первая посмертная выставка мамы, дань ее памяти. Вначале хотел сделать к годовщине смерти — 24 марта. Не успел, тут этот “ковид” еще… Потом — к дню рождения — 18 апреля. Теперь думаю, что экспозиция откроется в июне. Планирую выставить 20-25 работ, пять из них — из фондов Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, остальные в наследство мне от мамы остались. Здесь скульптуры будут из разных материалов — мрамор, гранит, бронза, дерево, гипс, бетон. Еще — немного графики и живописи, этим мама тоже занималась. И время создания работ очень разное, есть, к примеру, мой портрет, мне семь лет было, когда мама его закончила. Она, кроме изобразительного искусства, писала стихи и прозу, нигде это не печатала. Архив у меня, я еще пока не разбирал», — рассказал Rus.Lsm.lv Дмитрий.

Уроженка Валмиеры Елена Волкова с отличием окончила Латвийскую академию художеств — ее дипломная работа «Фигурный портрет немецкого скульптора Эрнста Барлаха» заняла первое место на всесоюзной выставке в Москве. «Премию, правда, получила не мама, а руководитель ее дипломной скульптор Игорь Васильев, о котором мама отзывалась иронически», — с улыбкой пояснил Якимчук.

Волковой предлагали хорошую работу сразу в трех местах — в Риге, Елгаве и Лиепае, но она, немного поработав художником-реставратором в Межотне, в 1978 году перебралась в Даугавпилс, который не покидала до самой смерти.

Д. Якимчук вспоминает: «Маме как-то не нравилась Рига, а Даугавпилс нравился. Она рассказывала, что ей приснился “вещий” сон: даугавпилсский железнодорожный вокзал, от него вниз идет главная улица Ленина (теперь Ригас), там такой дом-гриб и человек, машущий рукой. Дом-гриб — дом, где художникам давали мастерские, он на Химии находился, маме тоже там сразу дали мастерскую. А машущий рукой человек — скульптор Индулис Фолкманис, с которым мама познакомилась».

«Мама была очень прямым человеком. Что думала, то и говорила. Главная черта характера — обостренное чувство справедливости. Если видела обман, то могла и вмазать… Одному заказчику так прямо под зад и дала. Вокруг нее тусовалась интеллигенция, у мамы было много друзей. Как велось в те времена, кто-то «стучал» в КГБ. И ей предлагали тоже. Она, конечно же, предлагавших послала», — говорит Дмитрий.

Волкова мечтала украсить Даугавпилс многочисленными парками скульптур. В 80-е годы создала скульптурный ансамбль «Латгалия, мы твои дети» у детской больницы (сейчас там основная школа Saskaņas). «Маме из-за ее поступков и характера обещали проблемы. Этот парк первоначально планировалось сделать в очень красивом природном материале — песчанике. Заставили делать в бетоне. Мама подорвала себе здоровье на этой очень тяжелой работе, хотя я ей помогал. Бетон в данном случае оказался плохим материалом, парку сейчас нужна реставрация», — считает Якимчук.

В конце 80-х — начале 90-х Елена у костела Св. Петра в веригах собирала сад скульптур. Привлекла к работе известных скульпторов из Латвии, Литвы, Эстонии, Армении, России. Увы, часть произведений вандалы уничтожили. Например, Дон Кихота в «лихие» 90-е сдали на металл… Некоторые скульптуры уцелели, в том числе и гранитный Икар Волковой. По словам Дмитрия, земля, где располагаются художественные объекты, принадлежит костелу, и там католическая церковь хочет в ближайшие годы что-то строить, так что придется скульптуры убирать…

Елена Волкова участвовала во многих выставках, были среди них и совместные с сыном.

«Мама в первую очередь — скульптор-классик. К абстрактному искусству она относилась как конструктор космических кораблей относится к тем, кто рядом запускает петарды. Я с ней во многом согласен. Современное искусство — это часто голый король. Иногда думаю — что о нас скажут потомки? Смеяться ведь будут», — завершил сын разговор о матери.

Вполне логично, что Дмитрий тоже стал скульптором: «Я первую работу в семь лет сделал — гномика вырубил. И кто-то его спёр… Бабушка хотела, чтобы я стал инженером- строителем, я учился в политехническом институте на вечернем отделении, работал. После армии учебу бросил. В 1993 году вместе с мамой ездил “на разведку” в Академию художеств. Мама посмотрела на список преподавателей и … ужаснулась, сказала, что они меня ничему не научат. За свою жизнь я создал около 200 скульптур, сейчас у меня их осталось где-то 20-25. Остальные я продал, считаю это успехом».

В 2008-м в Латвии разразился кризис, и Якимчук уехал в Швецию. Занимался строительством, реставрацией, делал скульптуры, участвовал в выставках. Организовал четыре «персоналки».

«В Швеции мало художников, работающих с камнем. Я был востребован. Жил в маленькой деревне — я не люблю большие города с их вечной суетой и пробками. Шведский язык выучил процентов на 80, сейчас латышский учу, и он для меня труднее шведского — грамматика тяжелая. Шведы мне нравятся. У них ключевое понятие — лагом. Это чтобы не много, не мало, а в самый раз. Ровно столько, сколько нужно. Умеренность во всём, равновесие. И никакой показухи. У меня в Швеции осталось несколько незаконченных проектов, я не собираюсь рвать связи со страной — там можно выставляться и продавать работы. И у меня там живет сын — у него идеальный шведский и хорошо идут дела», — поделился Дмитрий.

«Но здесь я чувствую себя родным. Мы с женой купили хутор в Бикерниекской волости Даугавпилсского края. Очень красивое место у реки. То, что мне надо. Теперь нужно дом обустроить, дел хватает. Я всё сам умею — могу окна, двери сделать, сварочные работы и т. д. Всё могу сделать своими руками, жена мной гордится. Диана — фотограф, живописец, занимается рукоделием; у нас с ней много совместных творческих планов. Хотим здесь парк скульптур создать, пленэры для фотографов и художников проводить. Даугавпилс — мой город: он как деревня. Сидел недавно на «тарелочке» (сквер Андрея Пумпура в центре города — Л. В.), всех знакомых встретил, — рассказал он. — С другой стороны, я вижу, как в Даугавпилсе развивается культура: Центр Ротко открылся, Центр керамического искусства, парки и улицы облагораживаются, променадов понастроили. Я готов украсить их скульптурами».

Выставка «Соль земли» откроется в Центре керамического искусства в июне. Ознакомиться с ней можно будет, строго соблюдая правила, предписанные эпидемиологической ситуацией.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное