Скрипач Юрий Савкин: «Играя Чайковского, сопереживаешь каждой ноте…»

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

«Петра Ильича Чайковского я помню с детства!» — со свойственным ему юмором говорит концертмейстер оперного оркестра Юрий Савкин. В составе нового трио 11 июня он выступит в рижской церкви св. Иоанна, где исполнит произведения Петра Чайковского. А через месяц концерт из произведений Антонио Вивальди Юрий и его коллеги исполнят уже в старой церкви св. Гертруды. Казалось бы, обыкновенный предконцертный разговор Rus.lsm.lv неожиданно «вышел из берегов», в результате чего получился интересный диалог о музыке.

Юрий, ты помнишь, как познакомился с творчеством Чайковского?

— Не знаю, как сейчас, но тогда все учебные программы музыкальных школ активно включали в себя произведения Чайковского. И правильно делали, уже его «Детский альбом» чего стоит, даже мультфильм на его основе создали. Замечательный мультфильм, так и называется «Детский альбом». А второй мультфильм «Щелкунчик» - это просто шедевр. Помню, любил его смотреть. Единственное, помнится, недолюбливал Адажио из «Щелкунчика», эта часть попросту наводила тогда на меня какую-то необъяснимую тоску.

Среди оперных музыкантов это уже легенда – когда начинается гениальное «Адажио», они обреченно берут инструменты в руки и играют… в тысячный раз!

— Это сейчас я понимаю, насколько она гениальна и сопереживаешь каждой ноте, каждой фразе, каждому гармоническому ходу, будучи играющим или слушающим уже раз этак семьсот, а тогда я думал, чтобы поскорее она закончилась.

Когда впервые исполнил Чайковского?

— Как-то получилось так, что ни в училище, ни в студенческие годы в Музыкальной академии я Чайковского не играл. Начал его изучать только после учёбы - его концерт и пять пьес.

Легендарный скрипичный концерт пока что так и не сыграл?

— Нет, хотя и разобрал его полностью вместе с роялем. Помнится, готовил его, чтобы поступить в магистратуру нашей Латвийской Музыкальной академии, куда меня, собственно, не приняли, так и не прослушав этот концерт. Единственное, довелось мне сыграть только финал на вступительных экзаменах в «Хохшуле дер Кунст» в Кёльне, где тогда там сидели в профессуре знаменитый Виктор Третьяков с Захаром Броном. Но туда уже меня не взяли чисто из-за документальных нестыковок, а если точнее, из-за нестыковок германской и латвийской систем образования.

Питал я в себе, конечно, аллегорическую надежду, что доведётся мне его сыграть в концертном исполнении, и поэтому держал этот концерт, что называется, «в пальцах». Но, увы, уже не суждено, концерт ведь просто марафонский, а мне уже полвека по возрасту… Ни разу его не сыграл, поэтому эту затею я отмёл. Не судьба!

Но зато несколько раз на концертах сыграл полный цикл из пяти пьес Чайковского и готов его играть в любое время, что меня, собственно, и радует. Хотя сейчас во вторник на концерте из этого цикла прозвучат только две пьесы, но там прозвучит и много другой прекрасной музыки Чайковского.

Что еще услышит публика во время нынешнего концерта?

— Также прозвучит вальс из Серенады для струнного оркестра в транскрипции Леопольда Ауэра. Не знаю почему, но у нас его никто не играет, я не слышал его нигде. Нашёл только одну запись в исполнении Яши Хейфеца, это, конечно, феерическое исполнение. Но ведь это Яша Хейфец!

Ну, честно и при этом мягко говоря, произведение это требует к себе особого филигранного подхода и хорошей технической продвинутости, оно не сразу мне поддалось. А во вторник Вальс прозвучит в составе трио (скрипка, виолончель и орган), но при этом без какого-либо облегчения скрипичной партии, а виолончель, в свою очередь, ещё более обогатит это произведение, партитурно насытив музыку.

Расскажи о своих коллегах по концерту…

— Играя с такими замечательными музыкантами как Елена Привалова-Эпштейн и Ирина Вылегжанина (кстати, обе выпускницы Московской консерватории), чувствуешь прекрасную инициативу и поддержку и в игре, и в работе над произведениями, и вообще в различных идеях. Мне всегда приятно с ними играть и просто общаться абсолютно без всяких предвзятостей, что в наше время особенно ценно.

А познакомился я сначала с Еленой. Мне тогда как-то рассказывали, что в церкви св.Павла происходят концерты органной музыки, которые организует и на которых играет органистка Елена Привалова-Эпштейн. 

Так вот, меня заинтересовали эти концерты, которая проводила Елена, пошёл на один из них, когда именно она играла, и получил действительно огромное удовольствие, слушая орган, поскольку такой гибкой красочности звучания в романтической органной музыке редко можно услышать, эдакое море переливающихся звучащих красок.

И ещё я не прекращаю восхищаться таким качеством Елены, как умение активно совмещать организаторскую и исполнительскую деятельность, а ведь она организовывает концерты, фестивали и не только здесь, но и в Кусково в Москве. Сейчас там проходит фестиваль органной музыки под её руководством, на открытии она сама играла, а сейчас она здесь в Риге после приезда играет в Домском соборе, параллельно организует концерты в церкви св.Павла, параллельно готовим нашу программу и опять же параллельно регулирует все административные процессы фестиваля в Кусково в Москве.

Не могу не отметить ещё одну замечательную органистку, с которой мы сыграли несколько концертов в церкви Св.Павла – это Лариса Царькова. Великолепный музыкант и великолепный человек. Вот она-то по сути и свела меня с Еленой. Тогда мы в общем-то и начали общаться.

На концерте Петра Чайковского Елена исполнит несколько частей из сюиты к балету «Щелкунчик». Её мастерское умение в регистровке произведений сделает эту сюиту особо красочной и интересной. Так что не пожалеете.

Но есть еще и виолончелистка…

— С виолончелисткой Ириной Вылегжаниной познакомился несколько позже и тоже в церкви св. Павла. Тогда она тоже играла с Еленой, и не только играла, но и ассистировала Елене на органе, а ассистирование на органе – работа нервная, чувствуешь большую ответственность в этом действе, по себе знаю. И чудесный музыкант, красивый тон, естественная фразировка, яркая техническая стабильность, уже чего стоит её переложение скрипичной «Грозы», да и всего «Лета» из «Времён года» Вивальди, это и на скрипке сыграть трудно.

Когда она играет с органом, или соло, например, сюиты Баха, хочется всё время слушать и слушать, порой забываешь, что тебе сейчас тоже нужно играть.

А на концерте во вторник Ирина исполнит три миниатюры: «Анданте кантабиле», «Ноктюрн» и «Песню без слов». А в конце концерта прозвучит в составе трио «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Так что рижская публика теперь имеет в своем распоряжении новое трио?

— Да, получилось так, что у нас сформировалось трио. И это не тогда, когда музыканты сбегаются вдруг что-нибудь где-то сыграть, а оно действительно именно сформировалось постепенно и непременно. Таким образом у нас появилась собственная транскрипция для скрипки, виолончели и органа всего цикла «Времён года» Антонио Вивальди, который уже несколько раз исполняли в церквях св.Павла и св.Иоанна. А 12 июля, через месяц, исполним и в церкви св.Гертруды (старой). Так что, добро пожаловать на концерты Чайковского во вторник (ц. Св.Иоанна), и Вивальди через месяц (ц. Св.Гертруды)!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное