В этом году студии исполнилось 30 лет, а на мероприятиях, связанных с «Премией Язепа Пигозниса в латвийской пейзажной живописи», красивые даты уважают и совпадения обыгрывают, придавая им художественный смысл. Смысл нынешней выставки — показать работы лауреаток последней «Премии Я.Пигозниса», завоевавших приз симпатий Рижской думы и получивших право выставиться в этом знаковом месте, и разбавить живопись Весмы Ушпеле, Илзе Гриезане, Вии Ступане и Агры Ритыни исконной латгальской керамикой, которой в «Гончарах» занимается народ из Алуксне, Прейли, Краславы, Даугавпилса и прилегающих мест. Традиции продолжают подпитывать авторское искусство, и вазы, блюда, кружки, которыми уставлены стенды под картинами, в экспозиции воспринимаются как фундамент того, чем занимается современный художник. А занимается он по большому счету все тем же — ищет способы выразить в искусстве уважение к родной стороне.
В 2006 году В.Ушпеле, И.Гриезане, В.Ступане и А.Ритыня основали объединение V.I.V.A. Название состоит из начальных букв имен художниц и
на афише выглядит мощно: V.I.V.A. Latgale, читай — «Да здравствует Латгалия!», так что славят они свой край вот уже 13 лет,
участвуя в выставках и в Латвии, и за рубежом. В принципе, те же задачи и у «Премии Язепа Пигозниса», основанной в 2015 году и призванной «демонстрировать многоплановость латвийских пейзажей, актуализировать и популяризировать традиции» этого жанра в республике. Теперь вспомним правила определения лауреатов: посетители участвуют в голосовании, заполняют листочки нужными номерами и опускают в урну. А поскольку мы упорно, из года в год голосовали за Агру Ритыню (за Раннее Утречко — имя с фамилией переводить нельзя, но очень хочется), то позволим себе посвятить ей отдельный абзац.
Рижский зритель, пожалуй, впервые увидел столько работ художницы одновременно и получил возможность сравнить их, ознакомиться с творчеством в развитии.
Графичность, характерная для самых ярких удач художницы, продолжает оставаться в ее активе и, как оказалось, прекрасно оттеняется откровенно фактурными работами в масле — с крупным и рельефным мазком.
И если одни пейзажи Агра дополняет графитовыми линиями, то в других — словно тем же карандашом — продавливает щедрый слой масла, чтобы обнаружить цветной «сюжет на подложке». Графика дает контуры, и краска то гуляет внутри, то заполняет собой промежутки: кисть и карандаш у художницы практически не расстаются — просто играют в «кто кого перетянет», и побеждает то один инструмент, то другой. Сдержанность чередуется с неистовством цвета, четко выписанные, как на чертеже, мельчайшие детали — с потеками и брызгами: идет игра — в акварель, в пастель, в наивное искусство и, может быть, даже в книжку-раскраску. Назовем это радостью поиска и свидетельством ощущения, что художнику все по плечу!
- Выставка на площади Реформации, 1 открыта до 12 января.