Раймонд Паулс — «Короче говоря, я счастлив, я в жюри, я кланяюсь»

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

В рижском Splendid Palace открылся очередной конкурс джазовых исполнителей Riga Jazz Stage, который проводится уже с 2004 года. Членом его жюри традиционно является достояние республики, маэстро Раймонд Паулс, с которым Rus.lsm.lv незадолго до конкурса пообщался в ресторанчике в Старой Риге, а затем прогулялся недолго по улицам Старого города.

- Я тут в жюри, наверное, последний год…

- Маэстро, вы каждый год так говорите, но, по счастью, все происходит…

- Ну, мне всего уже просто хватает.

- Зная вас, могу предположить. что скучно работать только над одним проектом…

- Ну, тут, в конкурсе, уже появилось много опытных джазменов, которые теперь могут обойтись и без меня. Но мне нравится, что это мероприятие по-прежнему происходит, и уже столько лет. Открывают новые таланты. Вообще, этот конкурс для любителей джаза действительно большое событие, и тут многое что можно будет послушать.

Мне особенно нравится знаешь что? Что появляется на конкурсе много не только латвийских вокалистов, но и пианистов. Сейчас все возможности для их развития, многие из них уже обучились в различных престижных учебных заведениях Европы, в мое время такое было невозможно. Они играют весьма здорово! Я уже некоторых из этих ребят знаю.

Я думаю, это будет очень интересное состязание. Самое главное, чтобы на сцене был хороший инструмент, и я надеюсь, что это будет, разумеется, «Стейнвей».

Кстати, великий Рихтер любил «Ямаху», ну а вот мне ближе «Стейнвей». При всем уважении к великому пианисту… В любом случае,

должен быть настоящий акустический рояль, а не со всеми этими такими, не знаю, как сказать даже.

- Пугачева называет это просто – «деревяшка»…                          

- Ну вот, а для конкурса хороший рояль особенно важен. так что послушаем, увидим. Надеюсь, среди нас появятся новые талантливые исполнители. 

КОНТЕКСТ

В этом году конкурс проходит в двух категориях: «Джазовый вокал» и «Фортепиано». Организаторы получили заявки на участие из 24 стран (56 исполнителей). После отсева на сцену выйдут 26 исполнителя из 15 стран.

Вокалисты: Александра Мостовяк (Россия), Аннемария Моисея (Латвия), Церен Темел (Турция), Клео Штейнбергер (Германия), Дила Бахар (Турция), Элла Хохнен Форд (Великобритания), Хуеонсеон Баек (Южная Корея), Юдита Писарцзик (Польша), Катерина Кравченко (Украина), Катрина Кабинецка (Латвия), Кристина Касперайтите (Литва), Лиселотте Оштблом (Швеция), Маринне Лейбур (Эстония), Санта Шиллере (Латвия).

Пианисты: А Бу (Китай), Анил Билген (Турция), Атис Андерсонс (Латвия), Кан Япикиоглу (Турция), Элиза Озолиня (Латвия), Джаке Харт (США), Джоел Реммел(Эстония), Лаёос Тотч (Венгрия), Повел Ведестранд (Швеция), Рина Ямазаки (Япония), Сол Янг (Южная Корея), Вилбур Вхитта (Австралия).

4 апреля на сцену выйдут все 26 участников конкурса. 5 апреля пройдёт мастер-класс в 1-ой студии Латвийского радио, а вечером на сцене кинотеатра выступят финалисты. 6 апреля - гала-концерт. Оценивать конкурсантов будет международное жюри из 10 человек. Сам конкурс будет проходить в форме концерта, публично оценки выставляться не будут.

Что до вокалистов, кстати – у нас, как всегда, их не хватает, но надеемся, что их будет сейчас больше, чем обычно. Любое мероприятие, которое позволяет показаться молодым – оно хорошее. Для меня важно другое – ну победил, а вот что будет потом, как им дальше в большой мир двигаться? Разве можно джазом прожить в Латвии? Наверное, можно играть в каких-то клубах, но это тяжелый хлеб. Но долго этим не протянешь ведь.

Дадут мой приз, тысячу евро сейчас. Но разве тысяча – это сегодня деньги?

В классике мы впереди, что говорится, впереди планеты всей – Гидон Кремер на скрипке играет, Нелсонс дирижирует, а моя подружка Элина Гаранча выступает сегодня в Вене. В джазе все не так, тут Америка всегда нам показывает свою «кузькину мать».

- Из местных современных эстрадных певцов-артистов за пределы Латвии пробились только Бусулис, Маркус Рива и Рихард Леперс…

- На тот рынок нам пробиться очень тяжело. А та же Германия сейчас заполнена американскими джазовыми музыкантами, там больше никто и не нужен. Они приезжают и сильно зарабатывают, особенно, конечно, «черные», темнокожие. А у нас сейчас что? Где выступать?

Когда-то на море у нас было три больших места – это же была работа, она была! А сейчас? Джаз-радио, говорят, появилось. Но в принципе, поговори с коммерческими директорами таких станций, и они вас далеко пошлют со всей этой вашей музыкой.

Им нужен стандарт этот в три минуты, и все.

- Что сегодня происходит в вашей творческой жизни?

- Ну, как ты знаешь, на концерты в честь юбилея Валерия Леонтьева

я не поехал, потому что… сколько можно!

Ну, короче говоря, я счастлив. Я теперь могу делать все, что хочу, и никто мне ничего не укажет. Вопрос о том, где на хлебушек заработать, слава Господу, отпал. Ну что, мне разорваться, что ли? Я играю в Русской драме «Девушку в кафе» (по-моему, очень успешный проект, про судьбу юной поэтессы Аустры Скуини), а также «Кентервильское привидение». А в Национальном театре играю свой старинный мюзикл «Мне тридцать лет». В той же Русской драме играю раз в месяц, поскольку для меня это все же уже тяжелый труд, но я все равно это делаю с удовольствием…

Тут меня еще накануне на юбилей пригласили в Опере и ясное дело, что пришлось играть, я с удовольствием это сделал.

- Уточните, чей юбилей был, а то подумают…

- Ну да, ты же не знаешь, в честь кого, ведь в Опере не разбираешься (шучу!). Юбилей певицы Кристины Задовской отмечали, я с ней хорошо знаком давно, а сейчас еще больше по музыкальному дому «Дайлес», с которым она связана.

- Вы там выступаете с молодым певцом Даумантом Калниньшем…

- Молодой-то молодой, но уже серьезный музыкант и один из тех редких профессионалов, с которым приятно просто работать, который серьезно относится к своей работе!

А еще вот концерт в большой ауле университета с молодежными школьными хорами – собрал все свое, что было и устроил свой Праздник песни. Теперь и не разберешь, где хоровая песня, где какая – у нас такой репертуар экспериментальный немного, средний демократический вариант. Приятно, что публика принимает с восторгом, узнавая с двух аккордов знакомую тебе мелодию.

Ты исполняешь что-то свое, что-то из Иманта Калниньша и публика сразу оживает, это – ее музыка. Так и живем.

Кстати, восстановленный мною биг-бенд Латвийского радио… Там сейчас такой отличный состав, и он уже давно выступает с разными известными гастролерами. Он выступит со мной 1 июня во время открытия летнего сезона «Дзинтари» и там будет такой интересный ход, всем понравится – будет Ренарс Кауперс, например, Интар Бусулис… Исполним мою киномузыку. Все будет красиво.

Ну, надо что-то делать. Надо думать о том, что не достает нормального концертного зала в Риге.                                                                                       

- Кстати, это правда, что у нас в филармонической Большой гильдии многие гастролеры отказываются выступать, поскольку им не могут по условиям райдера обеспечить… душевую комнату?

-- Я за свою жизнь проездил по самым отдаленным уголкам Латвии и видел столько туалетов в различных Домах культуры… Можешь представить… Сейчас, кстати, был с концертом в далеком Алуксне, там сейчас все очень так хорошо устроено. И помню, проездил столько тысяч километров на автобусе «Кубань», а ты знаешь, что это за автобус? О-о-о-о, ты не можешь представить. Но ничего, я не умер, вот стою рядом. Но зал строить надо. Нужно, чтобы кто-то об этом в Латвии говорил. Хотя… и так одни проблемы вокруг.

- Что радует?

- Раньше меня радовали «голоса». «Голос Америки», например, слушал – радовался. А сейчас смотрю московские телепередачи.

- Маэстро, Господи, зачем?

- Ну, я же должен же быть немного образованным.

- Раймонд Волдемарович, вы же образованный почетный профессор нашей Музыкальной академии им. Витолса!

- Я должен быть образован политически! Я должен быть знающим человеком. Смотрю передачу «Место встречи» по НТВ, моя жена в восторге. А знаешь, что больше всего нравится? Там всегда в конце передачи какой-то одесский анекдот! И вот Лана сидит у телевизора и ждет этот анекдот.

- А зачем политически образовываться человеку, который столько лет был в политике!

- Не, теперь я этот парламент стараюсь огибать или быстро мимо обходить. Это ты выбрал гениальное правительство – теперь и страдай. А я буду играть.

- Но в выборах-то участвовали. как избиратель?

- А я не помню. А там и без меня все решат.

- Можно печальный вопрос?

- Ох, не надо, и так вокруг в государстве печально…

- Я о том, что ушел из жизни ваш любимый Жак Лусье. Ушел Мишель Легран… Не чувствуете себя теперь «последним из могикан»?

- Ну, я и так очень долго уже играю. С пятнадцати лет концертная деятельность – вот и считай, что почти семьдесят лет. И при этом меня еще терпит публика, спасибо ей за это. И я ей за это кланяюсь. Такая у меня теперь работа – кланяться. Самое главное, чтобы это все крутилось, крутилось понемножку…

Ну ладно, я тут в кафе за углом зайду, надо французские булочки Лане купить…

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное