В действительности это тот еще приключенческий сюжет — в Голливуде могли бы снять о нем остросюжетный художественный фильм. В 1944-м, когда фашистские войска в спешке покидали Ригу, с собой в Германию они увозили культурные ценности из ряда латвийских музеев, и прежде всего из коллекции Латвийского Национального музея. В целом — 700 ящиков. Латвия наверняка могла бы безвозвратно лишиться многих шедевров искусства (как лишился Петербург легендарной Янтарной комнаты), если бы не Мэри...
Ее, с детства любившую искусство, звали Мэри Гринберга. Работала в главном музее Латвии. Она добровольно отправилась вслед за этими ящиками, через несколько лет вместе с ними — вернулась на родину. Хотя могла бы и не возвращаться — фактически ее могли обвинить в пособничестве фашистам и бегстве вместе с ними. Невозможно доказывать, что это «путешествие» туда и обратно — только из любви к искусству.
Мэри вернулась и, по счастью, ее не посадили, не сослали. Но и благодарности никакой не было. Ее просто уволили из любимого музея, работала на фабрике.
«По нынешним временам кажется, что это сумасшедший поступок, — говорит присутствовавшая на премьере директор ЛНХМ Мара Лаце, в семидесятых годах еще встречавшая Мэри. — Но можно точно сказать, что если бы не Гринберга, то в «Рижской Бирже» мы бы сегодня не видели очень многих работ западноевропейских старых мастеров».
Свою новую ленту продюсер Элвита Рука и режиссер Кристина Желве (обе из команды некогда легендарного кинофорума Аугуста Сукутса «Арсенал») выстроили как документальный фильм с вкраплениями игровых моментов. В сценарии (автор сценария — также Желве) использованы дневники матери Мэри. Благодаря всему этому воссоздается неповторимая атмосфера жизни в музее (это совсем особенная жизнь). Музей, как храм, а жизнь — как служение ему.
В чем-то фильм перекликается с показанным два года назад здесь же, в Splendid Palace, фильмом великого Александра Сокурова «Франкофония», снятого на стыке документального и художественного кино и повествующего о Лувре времен оккупации Франции нацистами. Но это достаточно известная история, а в данном случае история о Мэри более «камерная». Она — одна из незаметных героев Латвийской Республики, и вскоре страна отметит ее юбилей (фильм создан в рамках программы в честь столетия государства).
Побывавшая на премьере классик латвийского документального кино Лайма Жургина сказала, что давно не видела столь деликатного и по-настоящему импрессионистского фильма. А операторскую работу Андрея Рудзатса назвала и вовсе выдающейся.