Поэт Кнут Скуениекс подарил свою библиотеку Замку света

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В преддверии открытия нового здания Латвийской Национальной библиотеки Латвийское Радио рассказывает истории о людях и их библиотеках. Герой первого сюжета — поэт и переводчик Кнут Скуениекс, который решил подарить ЛНБ свою библиотеку — более пяти тысяч книг, грампластинок и рукописей.

Что побудило выдающегося поэта на такой шаг и какие раритеты семьи Скуениексов будут доступны всем посетителям Замка света, корреспонденты Латвийского радио узнали, побывав в гостях у Кнута и Инты Скуениексов. Супруги встретили репортеров у себя дома в Саласпилсе, где еще недавно все стены от пола до потолка были уставлены книгами.

«Фактически все началось с этих двух угловых полок... Возможно, часть я позже отдам Саласпилсской библиотеке. Полки были по всему дому. Ну, эту часть — русскую литературу — я себе пока оставлю, потому что ее я иногда читаю. Здесь остались практически только энциклопедии, словари, но большей части уже нет. Еще несколько коробок отсюда, наверное, пойдут в библиотеку, что я еще не успел перебрать», - говорит поэт.

Кнут Скуениекс за последние три года передал ЛНО более пяти тысяч книг,  а также свои рукописи и грампластинки. Несколько словарей, учебники по истории и языкам, фольклору, а также книги на иностранных языках, в том числе на ретороманском, кашубском и люксембургском.

«Этот дом — первое место, где после возвращения из лагеря я смог собирать библиотеку. Вся остальная жизнь была такой суженной и бедной, что мне было негде обустроить библиотеку. Все началось здесь, когда я в 1969 году вернулся уже в этот дом», - говорит писатель.

Книги Скуениекс покупал и в Латвии, и в каждом путешествии, даже если знал, что никогда не будет переводить с этих языков. Многие книги получены вместе с автографами.

Супруга Скуениекса Инта переписала все отданные в библиотеку книги в зеленую тетрадку. У каждой из них своя история: «Например, нецензурный фольклор, нецензурная лексика тоже... И таких книг не одна, а 26!».

Поэт добавляет: «В первую очередь, там русские словари, но, например, когда я в последний раз был на Украине, во Львове, я еще купил такой словарь на украинском. Когда сказал, что хочу его, продавщица покраснела и поинтересовалась, знаю ли я, что покупаю. Я сказал, что знаю!».

Теперь на нескольких полках осталась пара энциклопедий, несколько книг на украинском, литовском и польском языках, а также работы самого Скуениекса и латышская классика, которую поэт оставит в наследство детям. «Я уже не работаю так активно, свою работу я сделал», - говорит поэт. Видеть полки без книг немного странно: «Но если подумать, после моей смерти все это собрание моим наследникам не понадобится, у них другие интересы... Оно должно быть там, где оно нужнее всего. Не хочу оставить его так, чтобы все потом растерялось».

О новом здании библиотеки и о тех, кто говорит, зачем нам вообще нужно такое дорогое удовольствие, Скуениекс говорит кратко: «Лично я считаю и всегда говорил так: Национальная библиотека — это мозг нации. Можно, конечно же, жить без мозгов... Но только что это за жизнь будет?».

В Замке света Кнуту Скуениексу будет посвящен отдельный «библиотечный остров». Сам поэт придет в библиотеку на этой неделе, на «инаугурацию» нового здания ЛНБ.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное