Новый сезон Лиепайского театра — семь премьер и чувство тревоги

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Сегодня вечером старейшая латышская профессиональная труппа Латвии начнет свой 116-й сезон. Первая премьера состоится немного позже, всего публику в этом сезоне ждут четыре новых спектакля крупной формы, три постановки в малом зале, а также два концертных представления. И трудности, связанные с нынешней геополитической ситуацией, точнее — с сумасшедшим ростом цен на энергоносители. Обо всем этом Rus.LSM.lv поговорил с директором Лиепайского театра Хербертом Лаукштейнсом.

Как всегда в начале сезона, весь коллектив собрался для большой общей фотографии. Позировали на этот раз на фоне родного здания — благо, недавно завершилась перестройка прилегающего участка улицы и большая парковка на почти 130 мест для легковушек и автобусов обустроена, освещение, скамейки, велоштативы и прочая инфраструктура в комплекте.

Сегодня вечером публика увидит «Королеву красоты из Линена», пронзительно-грустную комедию, поставленную Дж.Дж.Джиллинджером под занавес минувшего сезона. Нынешний же фактически начался уже пару месяцев назад «Летними вечерами в Лиепайском театре», сначала показали одну из прошлогодних постановок, «Под сенью акации» с музыкой Иманта Калниньша, а потом — забойный «Латышский рок-н-ролл».

Уже 1 октября в малом зале в Lielais dzintars состоится премьера YEN в постановке Дмитрия Петренко.

«До меня долетали разговоры, что актеры очень увлечены, им нравится работать с ним», — рассказывает директор Лиепайского театра Херберт Лаукштейнс.

Также сейчас идет работа над первой премьерой нового сезона на большой сцене — это будут «Эстонские похороны 1999» в постановке Рейгнара Вайварса. К слову, одна из ролей в ней отведена самому Лаукштейнсу. Да, он не только директор и хороший режиссер, он еще и прекрасный актер, жаль, редко в этом амплуа подвизается.

«Работа вовсю идет, несколько актрис превращаются в похоронную капеллу. Они репетируют свою программу, остальные — свои роли. На днях мы уже завершили “застольный процесс” с читками, анализом и обсуждениями. Он получился очень веселым, много смеха, надеюсь, что и в зрительном зале смех будет звучать. Теперь уже с движениями репетируем», — рассказывает Херберт.

Весной Херберт говорил, что его роль будет без слов. Но — режиссер решил иначе, и этот герой заговорит.

«В оригинале этот дед рубил-рубил дрова, и на этом его участие в пьесе фактически и завершилось. Но Регнар вложил в уста этого деда те эстонские и латышские ценности, к которым этот герой и призывает. Суть в том, что надо меняться!

Нельзя жить воспоминаниями о довоенной Эстонии или Латвии, это путь в никуда.

Надо мыслить по-новому. Янис Яунсудрабиньш тоже говорил, что надо стоять твердо на своей земле, но смотреть за горизонт. Надо следить за мировыми процессами, нельзя ставить шоры! Давай проведем исторические параллели. Во времена Первой Республики Латвия успешно экспортировала масло и бекон. Делать сегодня на это ставку было бы странно. Нужны новые технологии, новые формы», — объясняет Херберт Лаукштейнс.

Премьера «Эстонских похорон» запланирована на 22 октября. Затем Мартиньш Калита поставит рождественские концерты. В январе Матис Будковскис поставит Dziesmusvētki, это новая пьеса Расы Бугавичуте-Пеце, специально для малой сцены написана. Для Будковскиса эта постановка станет дебютом в Лиепайском театре.

Следующая премьера состоится в феврале, и это будет классика, Дмитрий Петренко поставит чеховскую «Чайку», причем на роль Сорина приглашен Юрис Барткевич, блиставший когда-то в Лиепайском театре. На фоне нынешних геополитических событий и еще недавних криков с требованиями убрать и отменить всю русскую культуру возникает вопрос — почему такой выбор?

«Во-первых, Чехов — представитель другой России. Это первое и самое главное. А во-вторых, Чехов — драматург мирового уровня, думаю, что, если делать топ-10 драматургов всего мира, он в него войдет. Его ставят во всем мире», — аргументирует Херберт Лаукштейнс.

Затем Дж.Дж.Джиллинджер поставит французскую комедию Le Prenom, в Лиепайской театре ее назвали Vārdiņš («Имечко»). В мае Мартиньш Калита выпустит в свет «Вкус меда», пьесу Шейлы Дилани, написанную в 1958-м. По тем временам сюжет просто скандальный — юная Джо, забеременевшая от случайной связи с афро-американским моряком, ее мать-алкоголичка, гомосексуалист Джефри, который заботится о бедной и брошенной всеми девушке… И сейчас проблемы всех этих людей не потеряли актуальности. В последние годы Мартиньш показывает себя не только как отличный актер, одна только полубезумная мамаша чего стоит! Но и ставит очень неплохие спектакли. Херберт уже давно говорил, что целенаправленно двигает Мартиньша в режиссуру: «Я заметил, что у него режиссерское мышление. И черты характера, присущие режиссеру. Это две основные причины, почему я ему предложил идти учиться, и весной Мартиньш получил диплом магистра по режиссуре в Академии культуры».

Завершит 116-й сезон финальная часть трилогии Элмара Сенькова, это будут «Греческие мифы», вслед за ве-ли-ко-леп-ны-ми «Шекспиром» и «Гриммами».

Да, планы прекрасные, конечно. Тут надо трижды через плечо сплюнуть, чтоб сбылось. По нынешним-то временам… Цены за электроэнергию возмутительные, от предвкушения счетов в отопительный сезон заранее знобит.

«Плохо всё, очень плохо. В нашем бюджете не было предусмотрено, что цены на энергию улетят в космос. Мы уже получили счета за электричество, они в несколько раз выше, чем обычно. И это “несколько” не 2 и не 3. Тепло только сейчас запустим,

зритель в зале не должен мерзнуть.

В октябре увидим и эти счета. Сейчас мы должны как-то выжить. Мы делаем всё, чтобы экономить. Это раз. И второе — затаив дыхание, ждем, как поведет себя зритель. Когда наша потенциальная публика получит свои счета, то как она будет расставлять приоритеты? Мы опасаемся, что посещение театра не будет на первом месте. Так что наши доходы от билетов не пойдут вверх. Останутся на нынешнем уровне или даже будут падать. Мы это всё понимаем… В наших планах — сокращение рабочей недели. То есть делать понедельник выходным не только для актеров, но для всех сотрудников театра. Но тут тоже не всё просто. Это пока в процессе обсуждения», — рассказывает Херберт Лаукштейнс. 

Остается только напомнить, что в первый ковидный год Лиепайский театр не дождался помощи государства. В прошлом году повезло больше.

А пока — «театр уж полон…».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще