Нимбы из пипеток, серьги из лекарств. Выставка в Риге

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Латвийская академия художеств приглашает на уникальную выставку работ английского керамиста Падди Хартли — «Цена жизни».

ХУДОЖНИК

В 1971 году фармпредприятие Roshe отмечало свое 75-летие, и Падди Хартли — ныне еще и механик, исследователь, «убийца дизайнеров» и «сумасшедший гений» — был приглашен для участия в подготовке праздничных мероприятий. Хартли обратился к коллекции Исторического архива Roshe и заинтересовался тем, как функционирует тело, как человек может изменять его и как, реагируя на эти перемены, способен меняться сам. Изучил истории 5000 семей британских военнослужащих, пострадавших в Первой мировой войне, ознакомился с опытом реконструктивной хирургии и стал делать лицевые корсеты для особых клиентов, таких как Рианна и Леди Гага.

Что-то вроде рулетки иллюстрирует логику распределения генов: это игра на удачу.

Что-то вроде бабочек порхает по фотографиям, а это кровавые отпечатки бараньего сердца.

Что-то вроде урн для праха утыкано иглами для внутривенных инъекций: в руки не возьмешь, цвет глазури не исправишь, смерть не отсрочишь.

Первые экспонаты «Цены жизни» были созданы еще в 1999 году, но пандемия все актуализировала. Выставка в варианте, приближенном к рижскому, открылась в Базеле в 2021 году и стала сенсацией. И так же как половина тогдашней экспозиции помимо Музея искусств Тэнгли была представлена в Музее фармакологии Базельского университета, сегодняшняя помимо Латвийской академии художеств распространилась еще и на площади Анатомического музея Рижского университета имени П. Страдыня.

У него все продумано, мастерски исполнено, все цепляет взгляд и не отпускает, все воспринимается как загадка, которую требуется разгадать. Работы Падди Хартли нужно не только видеть, но и «читать», пользуясь инструкцией по применению: брошюра с текстами выдается на входе, она бесплатная. Здесь все на злобу дня, будь то эвтаназия, клонирование, имплантация, реконструктивная хирургия, индустрия красоты. Здесь на специальные темы говорят доходчивым языком образов, выводя на уровень обобщения, порой даже шутки. Здесь жизнь противопоставлена смерти, и все застыло на коромысле весов: сколько людей родилось, столько и умрет. И чем старше человек, тем темнее песочек в его сосуде, черное играет против белого, а весы — они ни за кого, они серые, они данность.

«Мне не всегда нравились и материалы, которые я использовал, тем не менее именно они были необходимы для реализации произведений, над которыми я трудился Я сознательно шел на то, чтобы некоторые из них не совсем удавались, поскольку это могло соответствовать эстетике конкретной работы». И он продолжает экспериментировать — «сохранять простоту. Уменьшать. Концентрироваться на послании, которое несет в себе работа, чтобы сохранить его в чистоте и, самое главное, сделать неожиданным. Представить зрителю что-то такое, к чему он не был готов».

Канюли, пипетки, хирургические нити, детали стетоскопа... Автор задействует что угодно и встраивает медицинский инвентарь в отвлеченную, эстетически привлекательную форму. Вот ожерелье из цветных капсул с лекарством внутри, вот сережки из них же, готовые впиться в ухо рыболовным крючком: что ярко для всех, то предназначено для избранных, самолечению бой. Вот перчатки — словно из снятой с рук кожи, но не страшные, фарфоровые, просто памятник событию: был часовщик, пострадал во время Первой мировой, перенес операцию по восстановлению пальцев и ладоней.

ЦИТАТА

«Все 25 лет творческой жизни я неизменно концентрировался не на своем опыте, а на рассказах других людей и работаю так быстро, как только могу, чтобы узнать по возможности больше».    

Падди Хартли

Сегодняшнее пространство выставочного зала нашей Академии художеств предлагает — на равных! — и чувствовать, и узнавать, и думать: согласитесь, не так чтобы часто встречающийся вариант.

Объекты Падди Хартли учат студентов подавать мысль, интерпретировать прозу жизни так, чтобы она, оставаясь правдой, становилась поэтичной, броской, очевидной, неоспоримой. Чтобы, не развенчивая тайн, намекать на их присутствие в любом мгновении, в быту. Здесь этика срослась с эстетикой — как полагается.

  • Выставку «Цена жизни» (Dzīvības cena) можно посмотреть в здании Латвийской академии художеств по адресу: Рига, бульвар О. Калпака, 13, до 29 сентября.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное