Парасомния — это расстройство сна. Но, как поясняет художница, в контексте выставки речь идет о пограничном состоянии, когда человек находится на грани сна и бодрствования — и благодаря озарению может делать что-то, чего в реальной жизни совершенно не умеет. И приводит в качестве примера художника Ли Хадвина, который творит свои совершенно потрясающие картины исключительно во сне, наяву он даже и приблизительно не способен нарисовать что-то подобное.
«Иногда человек оказывается на грани сна и бодрствования, и, избавляясь от напряжения после тяжелого дня, соединяется со своим внутренним «я». Внезапный свет ослепляет разум, и мы «видим» нечто, не виданное ранее», — поясняет идею выставки «Парасомния» Раса Шулца.
…В малом зале музея царит полумрак, источники света направлены на лица героинь — да, на всех картинах только женщины. На крупномасштабных полотнах персонажи сидят в одинаково напряженных позах, руки сложены на коленях, застывший взгляд устремлен внутрь себя. Есть и видео, где героиня замерла в той же позе — и от картины отличается лишь тем, что изредка моргает. На диптихе «Парасомния» женщина изображена в анфас и профиль, но в полный рост. Эффект усиливает черный фон всех полотен. Впечатление такое, что зритель оказался в замке Спящей красавицы — всё и все замерли, но что-то, тем не менее, происходит. И ты ходишь между полотен, безуспешно пытаешься встретиться взглядом с этими застывшими дамами, погруженными в свои мысли…
Раса Шулца окончила художественную школу имени Я. Розенталя, затем отделение живописи Латвийской академии художеств. У нее уже было немало персональных выставок, также она регулярно участвует в коллективных экспозициях в Латвии и за рубежом.
Выставка Расы Шулце «Парасомния» (Parasomnija) в Лиепайском музее открыта до 30 декабря. Сотрудники музея напоминают, что с 11 октября посещение возможно лишь по предъявлению Covid-сертификата.