Материалы в Национальном архиве ветшают, денег на их оцифровывание нет

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

За последние десять лет процесс дигитализации (оцифровавыния) коснулся всего 5% материалов, хранящихся в Латвийском национальном архиве. При таких темпах перевода фондов на электронные носители множество ценных фотографий и документов будет утрачено — они скоро придут в негодность, сообщает Латвийское радио.

Приоритетом сейчас является изготовление цифровых копий кинолент, чье состояние ухудшается день ото дня. В рабочем процессе используются огромные сканеры и специальные фотокамеры, которых в Латвии насчитывается ограниченное число — либо которых для отдельных форматов не существуют вовсе.

Денег для дигитализации культурного наследия у государства не нашлось, но она постепенно все-таки производится на средства европейских фондов. Дело продвигается крайне медленно.

В здании архива, расположенном в рижском Задвинье, трудится над обработкой бумажных материалов десять человек. (Для сравнения: в Финляндии тем же заняты 40.)

Документы оцифровывают только для различных проектов, таких как материалы об эмигрантах из Латвии в Израиль в 70-80-х, запрошенные израильской организацией Яд-Вашем, а основной фонд архива — практически «непаханая целина».

Сотрудники стараются в первую очередь оцифровать наиболее востребованные материалы — или наиболее поврежденные, которым грозит гибель, говорит директор архива Мара Спруджа. И есть еще заказы от клиентов на большой объем интересующих их материалов. В сотрудничестве с такиим заказчиками архив обзавелся уже тремя цифровыми камерами.

В отдельном помещении стоят сканеры, в которые кладут карты. Времени оцифрование старинных географических карт требует много: им требуется основательная подготовка до съемки.

Некоторые карты собирают, как мозаику, буквально по кусочкам.

Дигитализации подлежат и паспортные книжки, изданные в старину в Латвии. Как пояснила руководитель департамента превентивного хранения Инга Штейнгольд, для многих людей фотографии с паспортов начала ХХ века — единственная возможность узнать, как выглядели их родные. Из фотокарточки 3х4 см порой можно «вытянуть» неплохой цифровой портрет формата А4.

Этот проект в рамках инициативы «Родословное древо» ведется с 2007 года, и многие личные данные живших в Латвии людей, взятые из церковных и земельных книг и других источников, уже оцифрованы. Это довольно-таки востребованные материалы: латвийцы активно интересуются историями своих семей. Но, разумеется, необходимы и средства, и новые технологии.

Предметом самых больших хлопот сотрудников архива являются бумажные материалы XIX в., качество бумаги в которых изначально не было высоким. В группе риска — также материалы на так называемой кислой бумаге 1940-70-х гг. и написанные выцветающими чернилами.  

Что касается кинолент, действовать требуется срочно. Опасения вызывает состояние 20 тысяч фильмов. Их архив хранится в Шмерли и составляет 90 тыс. единиц, рассказала хранительница киноархива Даце Бушанте. Несмотря на то, что на входе всем приходится облачаться в халаты и бахилы, микроклимат помещений, где хранится золотой фонд латвийского кино, не идеален. Первые кинодокументы здесь датируются 1910-м годом — самая старая хроника посвящена визиту царя Николая Второго в Ригу.

«Мы приспособили эти хранилища, но в них нет кондиционеров, нормальной вентиляции, весной и осенью сильные колебания погоды, и мы внутри их очень чувствуем. Помещения требуют ремонта», — признаёт Бушанте.  

Самое главное — сейчас в Латвии нигде недоступна цифровая реставрация старых фильмов. Пару лет назад отдельные жемчужины из латвийской киносокровищницы реставрировали в Дании. Но это очень дорого. А на пленке краски выцветают, теряются. Очень важна хорошая аппаратура, позволяющая снять изображение высокого качества. А в распоряжении архива — только прибор, десять лет назад полученный в дар из Японии. Он уже изношен, и качество снимков так себе.

Тем не менее, по словам архивариуса Рудольфа Хенчела, удалось оцифровать уже 12 тысяч лент, и в день в среднем обрабатывается по два игровых фильма.  

«Дигитализация здесь не отвечает современным стандартам, поэтому мы надеемся в своем проекте создать новую, современную лабораторию фильмов и сможем сканировать их, чтобы качество было один к одному», — говорит Хенчел.

Деньги на проект — 1,5 млн евро, чтобы оцифровать за пять лет киноленты, находящиеся в наиболее критическом состоянии — можно будет привлечь в новом периоде планирования из еврофондов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное