Лев Бакст в Риге — среди друзей

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Остались все же люди, которые не выясняют национальные, политические и прочие отношения, а просто спокойно делают свое человеческое и профессиональное дело. Скажем, напоминают нам о том, что пока еще возможны в нашем обезумевшем мире гармония и красота. И даже объективно существуют! Замечательный еврейский художник, выходец из Белоруссии, живший в Российской империи, признанный во всем мире, сегодня «гостит» в Латвии.

В рижском Художественном музее «Рижская Биржа» (Домская площадь, 6) открылась роскошная выставка «Время и творчество Льва Бакста.  Живопись, рисунки, фотографии», посвященная 150-летию со дня рождения Мастера. Насладиться лицезрением двух сотен работ Бакста и его соратников по объединению «Мир искусства», его друзей и учеников, увидеть эскизы костюмов к  балетам знаменитых дягилевских «Русских сезонов» и даже сами эти костюмы, а также старые театральные афиши и фотографии можно до 28 августа. Не пропустите уникальную возможность.

Руководитель «Рижской Биржи» Дайга Упениеце рассказала Rus.lsm.lv, что в объявленный ЮНЕСКО Год Бакста многие музеи открывают посвященные юбилею гениального художника выставки. А так как Бакст отличался потрясающей работоспособностью и оставил огромное наследие, в рамках масштабного международного проекта удается комплектовать очень разные экспозиции.  

ПЕРСОНА


Лев (Леон) Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг; 9 мая 1866 — 28 декабря 1924) — великолепный живописец и график, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века. Вдохновитель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре.

 

Родился в Гродно. Отец «женился на единственной дочери гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для русской армии, который вскоре усыновил зятя и содержал всю его семью». Бакстер перевез семью дочери в Петербург. Будущий мирискусник был вольнослушателем в Академии Художеств и подрабатывал книжной иллюстрацией. Псевдоним Бакст появился на его первой выставке в 1889 г., был узаконен как фамилия в 1904-м.  

 

В 1893—1897 годах, жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 1890-х примыкал к формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа кружку, который затем превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году принимает участие в основании одноименного издания как график. Показывает свои работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников», на выставках «Мира Искусства», а также «Secession» в Мюнхене, Артели русских художников, и др. Занимается станковой живописью, пишет портреты. Дебют Бакста-сценографа состоялся в 1902 году, когда на сцене Эрмитажного театра была поставлена французская пантомима «Сердце маркизы». Во время революции 1905 г. Сотрудничал с журналами «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее – с художественным журналом «Аполлон».

 

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В 1908—1910 г.г. одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения: Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, решив, что это погубит молодого художника.

 

С 1910 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями и костюмами, произведя здесь настоящую революцию. С 1908 г. оформлял дягилевские Ballets Russes -- всего около 20 спектаклей («Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Спящая красавица»  и  др.).

 

Умер в Париже от отека легких.

Зимой первым начали праздновать юбилей Бакста петербургский Государственный Русский музей и минский Белорусский Национальный художественный музей (БНХМ). В Питере экспозицию «Лев Бакст. 1866-1924» вошло около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других коллекций.

Но инициатива проекта исходила все же от Белоруссии, где Бакст родился. И,  в частности,  — от  ОАО «Белгазпромбанк».

Началось с удивительного везения, когда в 2013 году на аукционе «Кристис»  представителям банка удалось купить «Жар-птицу» — самый знаменитый эскиз костюма к парижскому балету. А когда в ЮНЕСКО объявили 2016-й Годом Бакста, белорусы стали искать дальше и покупать его работы в Европе, России и Белоруссии, на аукционах и у частных коллекционеров.

В том числе приобрели один из четырех вариантов знаменитой картины «Купальщики на острове в Лидо» (говорят, эта работа обошлась примерно в миллион долларов). Все приобретения, разумеется, прошли официальную профессиональную экспертизу.

Минская выставка «Время и творчество Льва Бакста» открылась уже в феврале, после двух лет кропотливой подготовительной работы. Кроме «Белгазпромбанка»,  экспонаты предоставили  БНХМ,  Литовский художественный музей и вильнюсская Национальная библиотека, наш ЛНХМ, а также Краковский Национальный музей. 

И получилась интересная экспозиция, которая больше показывала все, что было вокруг Бакста. Его поколение, «Мир искусства» и другие направления начала минувшего века. Кроме того, вышли альбом-каталог и книга Владимира Счастного "Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы".

Весной выставку «Время и творчество Льва Бакста» в Вильнюсской картинной галере организовал Литовский художественный музей. Проходила она до конца июня,  главным ее «героем» тоже стало время Бакста, а сам он был представлен как один из творивших тогда художников.  

И вот теперь, практически одновременно с «Рижской Биржей», московский Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открыл выставку «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения». Около 250 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей, впервые собранные вместе.  

Мы же  за основу взяли прекрасную коллекцию Петербургского театрального музея – 150 работ Бакста, — поясняет Дайга Упениеце. — Кроме того, отобрали из нашей коллекции и собрания БНХМ то, что представляет его время.  Семь литографий Бакста  (эскизы костюмов к разным спектаклям)  передал нам Александр Васильев. На них особенно разнообразно показаны  яркие ткани: Бакст прекрасно знал, какие краски можно положить рядом и как они от этого заиграют.

Так что у нас больше именно Бакста, и этим экспозиция похожа на московскую. Но, надо сказать, все юбилейные выставки связаны между собой. Например,  фильм, который мы будем показывать здесь, – из Русского музея. Идут  переговоры с Пушкинским музеем. Им интересно, что получилось у нас и их  кураторы прибудут в Ригу, чтобы выступить с лекциями и все обсудить.  

— В собрании ЛНХМ нет такой роскошной коллекции Бакста?

— Но имеются все его друзья по «Миру искусства». Так что, можно сказать, сейчас он приехал к своим друзьям. Бакст был одним из самых знаменитых художников дягилевского балета в Париже и  создавал такие театральные костюмы, что началась мода на «Русские сезоны», которая дошла до Лондона и Берлина. Он так умел интриговать парижскую публику, что стал там звездой.

Мы демонстрируем этюды костюмов, особенно этого парижского периода.  И хотя выставка считается белорусским проектом, а больше всего работ здесь из коллекции российского музея, показываем мы именно Париж начала ХХ века и знаменитые дягилевские «Русские сезоны».

Здесь афиши, много старых фотографий, и мы видим, как выглядели тогда танцовщицы и танцовщики. Скажем, очаровательная Вера Фокина, знаменитый Михаил Фокин. Или  идол своего времени Тамара Карсавина (которая когда-то была запечатлена везде — и на плакатах, и на отдельных фото, и в журналах — а у нас есть даже небольшая фарфоровая скульптура Карсавиной в роли Жар-птицы). Напомню, именно дягилевский театр был той «переломной точкой», где главными  в балете стали танцовщики.

До сих пор говорят о легендарном балете «Видение Розы» и фантастических костюмах, которые Бакст делал сам, соединяя лепесточки так, чтобы казалось, что танцует сама Роза. А Нижинский, уходя со сцены, просто падал за кулисами, отдав спектаклю всего себя.

Центром нашей экспозиции стал роскошный эскиз костюма Жар-птицы к одноименному балету  1922 года, для которого Бакст делал и сценографию. Сюрприз в том, что эскиз у нас виртуально «оживает». Баксту нравилось шокировать публику, придумывать что-то новое, неожиданное, небывалое. Мы тоже решили привнести момент театральности и  немножко поиграть с его работой. Это надо видеть!

— Показываете и живопись Бакста из корпоротивной коллекции «Белгазпромбанка»?

— Да, начиная с самого раннего периода творчества. В прошлом году у нас уже были работы Шагала (который недолго учился у Бакста) из их коллекции на выставке «Очарование Прованса». Минчане выясняют имена родившихся в Белоруссии художников и собирают их работы, чтобы показать, какие великолепные люди появились на свет на этой земле. А среди них Шагал и Бакст! Кстати, нам очень помогает и «Риетумe банка», многое мы просто  не смогли бы привезти сюда без их помощи.

Но сейчас мы демонстрируем не все, что взяли у коллег — cкажем, из 150 экспонатов из Петербургского театрального музея выставили чуть больше 120. Выбирали так, чтобы была ясна концепция выставки. Хотелось  полнее раскрыть разносторонность яркой, неординарной личности Бакста. Показать эволюцию его творчества, становление эстетики и авторских приемов в контексте эпохи.

Поэтому мы не могли обойтись без работ его коллег, друзей или учеников — Александра Бенуа, Сомова, Врубеля, Добужинского,  Кустодиева, Чюрлениса, Шагала... Представлены и наши Валтерс и Пурвитис, которых приглашали участвовать в выставках «Мира искусства». И Рерих, который руководил этим объединением после Бенуа, тоже работал с Дягилевым.  

Между прочим, могу порадовать страстных поклонников творчества Николая Рериха: скоро они вновь смогут в любое время посетить постоянную экспозицию этого неповторимого художника. Как известно, до реконструкции главного здания ЛНХМ на улице Валдемара она располагалась там. А примерно через неделю Зал Рерихов наконец открывается для публики на 1-м этаже «Рижской Биржи», в бывшем Зале Боссе, чуть-чуть переделанном. Экспозицию будем немного менять каждый год, поскольку и перешедшая в наше ведение рериховская коллекция большая, и рериховская техника такова, что эти вещи нельзя долго держать на свету, нужен маленький перерыв, чтобы картины отдохнули. Уже выбран первый вариант — 22 работы Николая Рериха и портрет художника работы его сына Святослава.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное