Личное дело

Разделяй и перерабатывай

Личное дело

Ограниченная демократия

Своё кино

Латвийское кино: в поисках баланса между легкими фильмами и артхаусом

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Латвийское кино переживает бум производства. Практически каждый месяц премьера, начиная с документальных фильмов и заканчивая масштабными художественными фильмами. Интерес зрителей тоже вырос. Во многом это обусловлено дополнительным финансированием в честь столетия Латвии. В Национальном киноцентре говорят, что латвийская киноиндустрия работает на пределе. Однако скоро праздник закончится, сообщает программа «Личное дело» Русского вещания LTV7.

В этом году в топ пять самых популярных фильмов Латвии вошли сразу три латышских фильма. Интерес латвийских зрителей к местному кино вырос в четыре раза. И это не единственный повод для радости. В 2017 году государственное финансирование кино достигло рекордных объемов — 10 миллионов евро. Эти деньги позволили снять 16 полнометражных фильмов.

В Латвии, как правило, кино снимают при господдержке. Это типичная ситуация для Европы, говорят в Национальном киноцентре. «В Европе кинематограф создается с сильным участием государства. В противном случае мы можем оказаться в ситуации, в которой оказалась Америка или Индия, где снимают фильмы, которые нацелены исключительно на коммерческий успех, порой забывая об их низкой художественной ценности», — говорит заместитель руководителя Национального киноцентра Улдис Димишевскис.

Поддержка начала расти в 2014 году, когда объявили программу «Латвийские фильмы для столетия Латвии». Кинематограф — это большая и дорогая индустрия, даже в такой маленькой стране. Бюджет одного фильма измеряется в десятках, если не сотнях тысяч евро, поскольку над фильмом работает команда профессионалов. Если нет денег, то нет фильмов. Нет фильмов — нет работы и развития кино. В этом году программа заканчивается и финансирование начинает постепенно сокращаться, следовательно всё может вернутся на круги своя.

Сравнив Латвию с соседями, можно понять, что именно это значит. В Эстонии в год снимается порядка 50 картин, в Литве — около 40. В Латвии до 2014 года снимали до 30 фильмов в год, сейчас их число выросло до 50.

Разница в том, как часто люди смотрят местное кино. Из года в год в Эстонии хотя бы один местный фильм попадает в топ десять самых популярных кинокартин, наравне с «Трансформерами» или «Пятьюдесятью оттенками серого» В Литве этот показатель ещё выше — от трех до четырех фильмов ежегодно. В Латвии в топ десять порой нет ни одного местного фильма.

«Это связано с тем, что мы продюсируем. Конечно, кино в первую очередь — искусство. Однако важно, чтобы зрители воспринимали и смотрели фильмы. Это значит, что надо найти равновесие между киноискусством, которое сложнее воспринимать без особых знаний в области кинематографа, и легкими фильмами, которые смотрят многие», — рассказывает Димишевскис.

В Киноцентре подчеркивают, что не они заказывают фильмы. Они лишь оценивают заявки, но не скрывают: для них важна высокая художественная ценность, поэтому вряд ли дадут денег на откровенно коммерческий проект. При этом в Латвии больше всего смотрят смешное или патриотичное кино, говорит промоутер, руководитель Kino Kults Сергей Тимонин. Он считает, что в индустрии возник сильный перекос в пользу артхауса.

«Почти все не авторское кино люди сразу же «съедают». Это показывает, что чего-то не хватает. Опять-таки, я думаю, что это кратковременно. Они не будут брать всё, что им предлагают. Не все глупые комедии будут успешными».

Голод по простым фильмам отчасти объясняет большой успех «Свингеров» Андрея Экиса, снятый без господдержки. Фильм вышел под слоганом «В Латвии есть секс!» и привел в ужас латвийских кинокритиков, зато стал одним из наиболее прибыльных фильмов в Латвии, заняв место рядом с «Аватаром» Джеймса Кэмерона.

«Дания первая поняла, если есть только фестивальное кино, то это — очень большая проблема. Их Киноцентр смотрел сколько процентов в датских кинотеатрах датских фильмов. Они поставили задачу, чтобы было не меньше 20- 30%. Я думаю, единственная задача киноцентра — разделить деньги так, чтобы этот процент удержался в кинотеатрах. Чтобы деньги Латвии остались в Латвии», — говорит Экис. 

Еще одна проблема латвийского кино — частное финансирование. Оно плохо развито. Инвесторы не понимают, как правильно это делать, говорят киноэксперты.

Впрочем, если фильм авторский, это еще не значит, что он не может стать популярным, отмечают продюсеры фестивального кино. Например, драма Ренара Вимбы «Я здесь» в 2016 году стала третьим самым популярным латышским фильмом после «Хроник Мелании» и «Свингеров». Фильм получил Кристального медведя Берлинского фестиваля.

 «Главное — это история, её оригинальность, что в ней особенного, связанного с Латвией, что может быть интересно и за её пределами. Это одно. Очень важно вместе с проектом до начала производства участвовать в международных мастерских. Мы отдельно за пределами Латвии привлекли сценариста-консультанта, который вместе с режиссёром отшлифовывал сценарий. В любом случае, золотой путь — это сценарий», — объясняет продюсер TASSE film

«Если режиссёров и даже хороших режиссёров у нас несколько, то сценаристов очень мало. Скажем так, полтора-два сценариста на всех. Это неудивительно, потому что они не могут обеспечить себе жизнь этой работой. Сценарий пишется год-полтора и стоит денег», — рассказывает продюсер студии LOKOMOTIVE Роберт Виновскис.

Продюсеры ситуацию в латвийском кино сравнивают с симфоническим оркестром, который большую часть времени работает где-то ради выживания, а музыкой занимается в свободное от работы время.

Еще одна проблема, которая не дает местным фильмам быть востребованными, — разделение общества по языковому принципу. За последние годы на большие экраны вышли две латвийские картины на русском языке, но достучаться до аудитории им удалось с большим трудом. Один из этих фильмов — «То, что они не видят» Станислава Токалова.

«Русский житель Латвии, как это не прискорбно, предельно пассивен. Может быть, ваши читатели скажут «нет, это не так, мы все ходим», но это правда. Это относится не только к кино на латышском — на фильм Айка о Пурвциемсе, из которого я сам, никто не пошел. Пришли все из Пурвциемса и сказали: “Это не про нас, не пойдем”».

Единственный кинофестиваль, который активно посещают русскоязычные, — это «Балтийская жемчужина», говорит Токалов. Следующий свой фильм режиссер собирается снять на двух языках — русском и латышском.

Киноэксперты уверены: в Латвии мало историй, которые могли бы зацепить и русского, и латыша одновременно. Именно поэтому эти две группы встречаются на Голливудских блокбастерах, которые являются нейтральной территорией для всех.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное