Килобайт культуры: Три поколения династии пианистов Осокиных – на сцене «Дзинтари»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В зале «Дзинтари» 28 июля в 19.00 нас ожидает, без преувеличения, незаурядное событие. На сцену выйдут три поколения знаменитой латвийской династии пианистов Осокиных – лауреат многочисленных престижных международных конкурсов (30 лет) Андрей, его брат Георгий и их отец Сергей, профессор Музыкальной академии им. Витолса. Накануне события Rus.lsm.lv пообщался с тремя музыкантами – с каждым в отдельности.

В разговоре с отцом выяснилось, что для него такой семейный выход на сцену – действительно новшество.

«Дело в том, что мы всегда выступали отдельно, хотя иногда я играл с Андреем – например, недавно мы исполнили с ним концерт Баха, - говорит Осокин-старший. - Но чтобы мы играли на сцене все втроём – такого ни разу не было. И в мире аналогов припомнить не могу. Более того: могу сказать, что мы даже дома никогда не играли втроём.

Хотя бы потому, что это сложно технически – расположить в квартире сразу три рояля. Я думаю, у нас всё получится».

Интересная деталь: в разговоре с Сергеем Осокиным выяснилось, что идея о проведении подобного концерта принадлежит ещё одному Осокину – брату Сергея, Александру, который по-профессии совсем не музыкант, но, как говорится, «идеи стоят дороже».

В свою очередь, Георгий в семье пианистов стоит особняком. Полное погружение в творчество и самого себя. Недавно даже ушел из фейсбука, который отнимал у него много времени и возвращаться не собирается.

«Мне, конечно, ближе всего сольные выступления, - рассказал Георгий. – И прежде я ни с кем совместно не выступал. Прежде всего, потому что не было времени – многое занимает моя собственная карьера. Но тут я в стороне просто не мог оставаться, учитывая, что это мои близкие люди. В концерте прозвучит моё переложение «Трепака» и «Вальса цветов» из «Щелкучника» Петра Чайковского для трёх фортепиано. Впрочем, это не первый мой опыт работы в области композиции – я начал писать достаточно рано, в том числе киномузыку. Недавно даже заказали музыку для одного нью-йоркского кинофильма. И в дальнейшем собираюсь работать сольно, но сейчас для меня блестящее исключение». 

А о программе и репетиционном процессе подробно рассказал нам в интервью Андрей Осокин.

- Итак, перефразируя классика, «три цвета времени», три поколения Осокиных. Что каждый из вас будет исполнять в грядущем концерте?

- Начнём с Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Это буду играть я вместе с Латвийским Национальным симфоническим оркестром. За дирижёрский пульт встанет Модестас Питренас, чему я очень рад, потому что один раз мы с ним уже играли в Большой Гильдии он очень хороший музыкант, настоящий профессионал, с ним интересно музицировать. 

Потом прозвучит первый концерт Фредерика Шопена в исполнении брата Георгия, он у нас большой специалист по этому композитору – недавно победил в Шанхае на конкурсе музыки Шопена, потом играл его в Большой гильдии, недавно играл в Дюссельдорфу программу, посвященную только этому композитору. 10 июня он играл в Неаполе, в концерте в рамках культурной программы президентуры Латвии в Совете ЕС – там он уже играл и Скарлатти, и нашего Петериса Васкса, но всё второе отделение было посвящено опять же Шопену. А в октябре, кстати, Георгий поедет на знаменитый конкурс Шопена в Варшаве, где некогда побеждала Марта Аргерих, другие именитые пианисты.

Вторая часть нашего концерта в «Дзинтари» будет посвящена уже трём роялям. Там будет романс Рахманинова для двух роялей (Георгий и Сергей), вальс Шопена (Георгий), я с отцом исполню вальс Равеля и закончится всё тройным концертом Баха со струнниками – энергичная, яркая музыка. А кроме того, все трое мы будем играть музыку Чайковского из балета «Щелкунчик» в переложении Георгия (то есть, тут он будет ещё представлен и как автор переложения) – «Трепак» и «Вальс цветов».

- А вот это уже интересно. Я лично не припомню, чтобы играли три музыканта на трёх роялях, да ещё и такие переложения…

- Я, честно говоря, тоже ничего подобного не припомню. Для нас это абсолютно впервые.

- Надеюсь, не банальный вопрос: насколько легко играть втроём?

- Нельзя сказать, что очень легко. Важно то, что мы все действительно очень разные по темпераменту и задача в том, чтобы эти три характера как-то соединить воедино. Чтобы создать ансамбль – для того, чтобы, с одной стороны, выделить все яркие и индивидуальные качества, но чтобы при этом некая гармония образовывалась.

Сейчас, во время репетиционного периода, сложности, конечно, есть  - где-то надо уступить, где-то послушать другого. Но чтобы в результате  получился единый ансамбль, мозг, душа. Хотелось бы достичь такого идеала. Здесь для Чайковского необходимо очень много внимания, поскольку у него много сольных элементов. При этом, когда он задаёт мелодию, она должна быть исполнена очень свободно.

- И кто ведущий получается в этом трио?

- А там во время сольных моментов всё делится. Один сыграл эту мелодию, второй – эту, третий – следующую. В данном случае важно, что один играет главную мелодию максимально свободно, а два других аккомпанируют и они должны очень точно чувствовать, понимать, куда ведёт музыкальная мысль. Так что процесс репетиционный сложный… и интересный.

- Любопытно, кому принадлежит идея исполнить «Трепак» и знаменитый «Вальс цветов» на троих?

- Она принадлежит Георгию. У него есть в том числе и амбиции композитора, пожелал сделать переложение.

- Как отец к этому отнесся?

- Отец отнесся к этому очень хорошо, единственное сказал, чтобы приступил к работе как можно раньше, потому что необязательно первый вариант будет лучшим. Георгий до сих пор вносит некоторые изменения, очень творческий процесс.

В общем, три рояля одновременно у нас не играли. Помню, с отцом играл в большом зале Музыкальной академии им. Витолса концерт Баха, во время баховского марафона. А теперь сразу три…

Нам очень помогает мама Ирина, которая тоже пианистка, преподаватель музыкальной школы им. Дарзиня. Она нас слушает со стороны и выносит свои оценки.  Ведь это тот уникальный случай, когда никто из нас троих не может послушать друг друга со стороны, поскольку все в едином процессе и мнение профессионала со стороны очень ценно.

- Не было идеи ввести в концерт ещё и маму?

- Ей захотелось участвовать в проекте в качестве своеобразного режиссёра, и этого вроде достаточно.  Её роль очень важна – когда идёт работа над новой музыкой, очень помогает человек, которому ты доверяешь, который очень хорошо понимает музыку. И который, ко всему прочему, мог бы в случае необходимости жёстко покритиковать. 

- Обычно пианисты выступают в закрытых залах, а тут, по сути, открытая эстрада. Внешние звуки могут помешать?

- В этом смысле опыт у меня уже есть. Помню, однажды выступал на юге Франции и в концерте вместе со мной активно участвовали цикады.

- Просто у нас в Дзинтари иногда и мотоцикл может проехать…

- Ну, необходимо быть готовым, что музыку может сопровождать не только приятный шелест листвы, но я надеюсь, что все так или иначе будет хорошо. Но с другой стороны, в этом есть своя особая прелесть: лето, эстрада у моря, надеюсь, будет хорошая погода. И будут три рояля – два «Стейнвея» для меня и отца, «и привезённая из Германии «Ямаха» для Георгия.

- «Ямаха» - любимый инструмент великого пианиста Святослава Рихтера…

- Да, он в последний период своей жизни играл только на этом инструменте. И Георгию нравится «Ямаха», прозрачный, ясный звук. Мне больше нравится «Стейнвей». Вот ещё одно различие между нами.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное