Прежде всего о музыке. Самого Маэстро на сей раз, в отличие от «Одессы, города колдовского» на сцене с роялем нет. «Я уже не готов к таким подвигам!», - сказал он. Но незримое присутствие Паулса в мюзикле ощущается постоянно (к счастью, не привидение, но что-то в этом есть).
Не из-за уважения к великому Маэстро, а исключительно ради правды отметим: Раймонд Волдемарович явно переживает третью молодость. Ещё несколько лет назад, написав музыку для «Марлен» в театре «Дайлес», он сказал: «Это мой последний большой труд…» Но вот вам «Привидение…» - 18 полноценных музыкальных номеров, каждый из которых справедливо претендует на звание шлягера. Финальная песня про чудеса и любовь, под которую отплясывают все герои спектакля, оказалась «липучкой» - преследует корреспондента Rus.lsm.lv и на следующий после премьеры день.
Судя по всему, было недостаточно репетиций и внимательный театральный взгляд может заметить пару шероховатостей, но, поверьте, это всё ерунда – разыграются. Учитывая, что из-за аншлагов объявлена продажа на дополнительные премьеры – 4 и 5 февраля. Кураж здесь есть на все 100! Но есть тут и нечто большее – из серии «сказка ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок».
Рижский драматург Алексей Щербак, взяв за основу классическую сказку Оскара Уайльда, смело перенёс её в нынешние времена. Замок Кентервилей покупает военный атташе Посольства США, бравый вояка в исполнении Игоря Чернявского. Есть у него и супруга – мечтающая о Голливуде мэм (Вероника Плотникова). Плюс – два оболтуса-сына с битами, они потом два отделения будут гоняться за привидениями (их в спектакле целый десяток), чтобы арестовать и заставить работать на себя (американская мечта?). И их добрейшая сестра Вирджиния (Юлия Бернгардт).
Американская семья сталкивается с английскими традициями – в лице экономки в блистательном исполнении всё время падающей в обмороки Екатерины Фроловой. Ну, и в лице привидений, которые появляются на сцене, проходя через зрительный зал и как бы пугая добрых зрителей. Через весь спектакль проходит идея о выросшем «поколении потребления». Кровавое пятно, появляющееся по ночам в замке? Ерунда! Под весёлую «рекламную» музыку Паулса прагматичные американцы вам предложат очиститель. Или пылесос, чтобы засосать им бедные привидения.
Здесь, конечно, есть место для шуток уже в кулуарах: «Спектакль надо везти на гастроли в Россию! Несомненно! В Израиль – тоже. А в Америку? Лучше не надо… Не поймут. Или поймут, но буквально». Чего стоит строка в песне об американской мечте «Разрушить полтора континента – бокал виски и пост президента!»
Главное привидение – разумеется, печальный и не находящий себе покоя Кентервиль (Олег Тетерин). Но остальные привидения, появляющиеся из камина (на сцене - во всю стену) в библиотеке – это весёлая история. Весёлая для всех в том смысле, что кто-то её поймёт, а кто-то нет, но… Вся пьеса нашпигована цитатами из русских классиков, которые озвучивает привидение-утопленница в образе балерины (Татьяна Зачест) – здесь и Пушкин, и Лермонтов, и Есенин, и Ахматова… Для кого-то это просто фразы, а кто-то смеётся, узнав великие строки: «Жаль мне, что я в Бога не верил, жаль мне, что не верю теперь!»
Спектакль для всех возрастов!
Всё кончится, как вы понимаете, хорошо. Американка Вирджиния полюбит юного англичанина Найджела Кентервиля (Максим Бусел молодец, сальто крутит отлично!), американцы поймут англичан и споют в финале песню латыша Паулса. Всё в духе Оскара Уайльда, когда добро побеждает зло. Редкий случай, когда «переделывание» классического произведения на современный лад убеждает.
Отметим действительно замечательные сценографию и костюмы Ольги Шаишмелашвили, работу хореографа Марию Кораблёву и почти ювелирный труд того, под руководством которого всё это получилось – режиссёра Игоря Коняева. Похоже, у спектакля будет долгая и успешная судьба, в том числе и гастрольная.