Килобайт культуры: Премьера «Летучей мыши» в Опере – что нашаманил граф Орловский?

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В Опере состоялся предпремьерный показ знаменитой оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». После первого отделения корреспондент Rus.lsm.lv чуть было не заскучал, после второго – воспрял духом, после третьего вышел из театра с чувством, так уж сложилось исторически, глубокого удовлетворения.

Но сперва – о музыке! Сама увертюра (конечно же, легендарная!) заставляет зрителя размышлять. В отличие от классических опер, тут увертюра длинная, более 10 минут, в ней чередуются все основные мелодии великой оперетты. А заодно внимание не зрителя, а слушателя, обращается к многочисленным нюансам этого «лёгкого» произведения искусства, которое вот так «легко» исполнить на самом деле достаточно сложно (это же касается, кстати, и последующих вокальных моментов).

Что сказать? Оркестр под управлением Яниса Лиепиньша справляется со своей задачей хорошо. Нельзя сказать, что виртуозно, но что хорошо – наверняка. Не Берлинский филармонический под управлением Герберта фон Караяна, но…

Вот это «но» всё время мешает. Уж сколько многие из нас видели этих «Летучих мышей»? Целую стаю видели! Только в Риге за последние 35 лет три постановки. Уж не говоря о том, что сейчас в мире одновременно идут 300 версий этой оперетты, а замечательный телеканал Mezzo, к счастью, никто не отменяет. И одна другой лучше (как правило). Уж не говоря о знаменитейшей киноверсии Яна Фрида с братьями Соломиными. Так что невольно приходят на ум сравнения. И кажется, что соревноваться нынешней постановке опытного драматического режиссёра Эдмунда Фрейбергса с другими здесь просто бесполезно. Ну вот, мудрый режиссёр и не соревнуется! И в результате…

Первое отделение – особняк графа Айзенштайна и его супруги Розалинды. Перенос действа из XIX века в нынешний особенно не раздражает. Но и не вдохновляет. Ну, Адель ходит с мобильником, читает «смс-ки» о приглашении на бал.  Современный дизайнерский диван, сама Розалинда на заднем плане – кажется, там что-то вроде бассейна. Этого «добра» любой любитель оперного искусства видел уже много раз. Автора этих строк перенос действа убедил лишь пару раз – у нас, в недавней «Свадьбе Фигаро» (постановка именитого аргентинца Марсело Ломбардеро) и давнишний «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова в Большом театре (был показан у нас в 2003-м). Это было весело, всё перевёрнуто с ног на голову, но столь убедительно – не просто режиссёрски, но и музыкально! 

А тут в первом отделении… Где же знаменитые брызги шампанского? Здесь странный коктейль: современное действо, дизайн, поют по-немецки (язык оригинала), говорят по-латышски (вроде правильное решение, интерактив со зрителем обязан быть!). Да, и все герои по сюжету понемногу выпивают: и Айзенштайн, говорящий, что едет в тюрьму, хотя сам собрался на бал, и его друг доктор Фальк, и влюбленный в Розалинду оперный певец Альфред, и глава тюрьмы Франк и даже, кажется, весёлая горничная Адель за кулисами немного поддала.

И вот во втором отделении они все встречаются на балу – как и положено, в масках. А если не в масках, то под разными именами. Итак, комедия положений с оперными ариями. В целом - оперетта! Тут сделаем реверанс в сторону отличной сценографии Мартиньша Вилкарсиса – её встретили аплодисментами. Огромная зала с лестницами и с изображениями полуголых пышнотелых дам «аля-Рубенс» над всем этим. Бал! И руководит им, как и положено, граф Орловский.

Образ Орловского тут основной. В исполнении великолепного баритона Рихарда Мачановскиса, обладающего и отличными актёрскими качествами, образ прекрасен! Короче, это манерный тип в песцовой шапке, ещё и с веером. Чем-то напоминает, кстати, российского шоумена Зверева. Но этот Орловский явно с Таймыра. Возможно, олигарх, производства которого добывают газ и нефть. Во всяком случае его охраняют два «шкафа» в тёмных очках. При этом явно шаман. Пару раз произносит загадочное заклинание (что-то вроде «Шотаб!»).

Классическое действо развивается вполне традиционно: Айзенштайн влюбляется в венгерскую Графиню, прибывшую в образе летучей мыши (на самом деле его жена). У венгерской Графини, кстати, отличный костюм от автора всех костюмов спектакля Илзе Витолини – любая светская дама Латвии его бы приобрела задорого.  Глава тюрьмы представляется мистером Франкони из Аргентины.  Айзенштайн тоже из Латинской Америки. Ну, и т.д.

Балета нет. Но тут, если можно сказать, всё аутентично. Граф Орловский говорит: «Давайте танцевать сами!» И хор танцует – хорошо танцует. И всё тут космополитично – вдовесок к ариям по-немецки и тексту по-латышски свою арию («Я поднимаю чашу за дружбу нашу») Орловский поёт по-русски. А под занавес второго отделения очередное заклинание от «олигарха» (или кто он там?) и бал завершается – знаменитым умиротворяющим душу хором, когда каждый герой спектакля объясняется друг к другу… да, в любви.

Было много постановок «Летучей мыши» на свете, но чтобы акцент выпал именно на эту сцену – такое бывает не часто. Этот хитрый и мудрый ход режиссёра, который опытен и в театре, и в жизни, убедил. И вот из-за этой любви и неуплату налогов (по сюжету) все попали в тюрьму.

Третье отделение, вы знаете, происходит в тюрьме. Тут уже Адель развлекается с тюремщиком. Великолепная сопрано Инга Шлюбовска-Канцевича здесь запросто (легко!) исполняет свою виртуозную арию. Полупьяный глава тюрьмы Франк в исполнении Кришьяниса Норвелиса ложится в ванную. А тюремщик только и говорит: «Какая уютная тюрьма!» И ни разу не поёт. Только пьёт. Исполняет эту роль замечательный артист Национального театра Волдемар Шориньш (в очередь с Янисом Сканисом) и надо сказать, играет так, что временами забываешь, что это опера (то есть, оперетта) – всё превращается в весёлый театральный фарс.

А под конец все встречаются в прекрасной тюрьме, во главе с хитрым графом Орловским, нашаманившем любовь. Все говорят, что во всём виновато шампанское. «Шампанское!»

Хороший спектакль. С наступающим Новым годом! Только во время грядущего бала помните, что главное всё же не шампанское, а это… самое… любовь, в общем.

Да, важная добавочка. Корреспондент Rus.lsm.lv слушал спектакль с молодой певицей Маргаритой Вилсоне в роли Розалинды и симпатичнейшим Янисом Апейнисом в роли Айзенштайна – оба хороши. Думается, Сонора Вайце, споющая Розалинду во время премьеры, покажет вообще мастер-класс.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное