На сцене идет репетиция: великому любовнику всех времен и народов озвучивается смертельный приговор. В вышине сцены — что-то наподобие виселицы. Казанова в исполнении одного из любимых артистов Алвиса Херманиса произносит монолог. Но будут и куклы, так что успокойтесь ревнители «аутентичного кукольного театра».
Год назад главным режиссером Государственного театра кукол стал молодой режиссер Гирт Шолис, который, судя по всему, полон здоровых амбиций и делает революционный поворот в сторону современного европейского кукольного театра.
«Давайте не будем забывать, что
театр кукол — это совсем не исключительно детский жанр. Это, пожалуй, самый древний жанр театра, который лицезрели прежде всего взрослые,
— говорит он. — Мы стремимся к настоящему европейскому театру, с инновационными подходами, в результате чего можем показать свой спектакль не только в Риге, но и во всем мире».
Судя по всему, дал свои плоды «Пиноккио» — воистину впечатляющий спектакль в постановке нидерландца Яна Виллема ван ден Боса, премьера которого состоялась в Рижском кукольном театре год назад. Этот новаторский спектакль в прямом смысле слова с открытыми ртами смотрят и дети, и взрослые — на сцене задействованы настоящие актеры, которые играют наравне с кукольными персонажами.
Андрис Калнозолс, молодой режиссер спектакля «Казанова» (премьера намечена на 26 мая) сам же и написал сценарий. Для этого совершил самостоятельное путешествие в духе Казановы.
«Когда я узнал два года назад, что буду ставить этот спектакль, я отправился в полное приключений путешествие, — говорит он. — Начал с Брюсселя, потом отправился в Париж, где жил в пригороде Сен-Дени, потом там случился террористический акт... Оттуда — в Марсель, где жили в коммуне анархистов, а затем — в Италию, сперва в Геную, а потом во Флоренцию, где жил в католическом монастыре. И там было
полное смешение: например, просыпался в пять утра от арабских молитв — и это в католическом монастыре! Много читал о Казанове, читал и его мемуары, конечно».
В планах и другие спектакли для взрослых. В ноябре премьера постановки «Золотой конь» по Яну Райнису, а в апреле 2018 года — «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира. Спектакли пока только на латышском языке.
Андрей Шаврей, фото: Alvils Bijons.