«Весьма криминальная опера!», - весело сказал накануне спектакля директор Эстонской Национальной оперы Айвар Мае.
И то правда! По сюжету, созданному по новелле великого Гофмана «Мадемуазель де Скюдери» (1819), в городе происходят загадочные убийства и ограбления, народ (хороший хор!) взволнован и ходит по сцене с бутылками в руках, скрываясь и вновь появляясь из окон и подземных люков (весьма интересная сценография Киммо Вискари (Финляндия). Далее там еще и роскошная, и блестящая (в прямом и переносном смысле слова) декорация в виде ювелирного крокодила, свисающего с колосников сцены.
Жертвами становится клиенты ювелира Кардильяка. Во второй картине в кульминационный момент на любовное ложе придворной дамы и ее возлюбленного вдруг врывается прекрасный и торжественный убийца в маске и черном плаще, настоящий Бэтмэн!
Финского режиссера Вилпу Кильюнен мы хорошо знаем по отличной постановке «Тангейзера» Вагнера в Латвийской опере, премьера которой состоялась около года назад. Сейчас он предложил нам историю о классической сделке ювелира с дьяволом, но в неоклассическом ключе. В конце Кардильяк умирает от рук все того же народа, но, смертельно раненый, успевает попрощаться со сделанной им золотой цепью офицера, целует драгоценность и отправляется к праотцам.
Надо сказать, что музыкальная партитура Пауля Хиндемита сложна и по-прежнему может считаться новаторской, хотя премьера «Кардильяка» состоялась почти сто лет назад – 9 ноября 1926 года в дрезденской «Земпер-опере».
Хорошие голоса - Рауно Элпс (Кардильяк), Хелена Лепалан (его дочь), австриец Карстен Зисс в роли офицера. Хотя и чувствуется, что в недавнем прошлом остался «золотой век» Эстонской оперы с его золотыми голосами - Георг Отс, Хендрик Крумм, Ану Кааль Маргарита Войтес, Лейли Тамель. Но будем смело считать, что сейчас у Эстонской оперы век серебряный, что тоже ценно.
«Голоса с первого акта лучше не стали», - резюмировал с юмором в разговоре c Rus.lsm.lv профессор и отличный критик Раффи Харджанян, - «но вполне были приемлемы, тем более, что интонационно сложно, все больше в сторону речитативности. Особенно не распоешься, не Верди, небось!».
По окончании действа аплодисменты были именно что жаркие и продолжительные. Любопытно, что более всего публика радовалась выходу лысого преступника в черном. Самое интересное и двусмысленное, что во время поклонов после показа балета «Дух денег», открывавшего гастроли, именно отрицательный герой - дух денег - также вызвал самые большие овации и крики «Браво!».
«Мир криминализирован?», - добавил профессор Хараджанян.
А уже этой осенью состоятся обменные гастроли между Латвийской и Литовской Национальными операми...