История радиотехники в музее РТУ: всё, начиная с 1920-х

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

«Рига», «Фестиваль», «Спидола» — эти названия истинным почитателям отечественной радиотехники говорят о многом. Легендарные радиоаппараты этих и многих других линий, а также их предшественники, начиная с двадцатых годов прошлого столетия, представлены в Музее факультета электроники и телекоммуникаций Рижского технического университета. Музей несколько лет был закрыт, и сегодня, по завершении реконструкции, вновь открыл свои двери, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».

История радиотехники: всё, начиная с 1920-х
00:00 / 06:21
Скачать

«Здесь у нас лаборатория антенн, лекции проходят — и вот музей открываем». Для проведения индивидуальной экскурсии специально для слушателей Латвийского радио 4 профессор кафедры радиоприборов факультета электроники и телекоммуникаций РТУ Илмар Слайдиньш прерывает свою лекцию.

«Телефон, который мы демонстрируем. — Он реально звонит? — Первый принцип был такой, что там была централь, где сидит телефонистка, которой я звоню...»

Этот удивительный аппарат – предтеча всех современных телефонов – первый объект в экспозиции восстановленного музея. Фактически подобные аппараты появились более ста лет назад – уже в конце XIX столетия. Первая телефонная централь в Риге была сдана в эксплуатацию в 1882 году. Все же телефоны, телеграф Морзе и старинные патефоны представлены в музее в гордом количественном меньшинстве. Главный герой выставки, бесспорно — это радиоприемник.

«По той технологии, там была такая маленькая иголочка. Здесь нет никакого усиления, ничего! Просто из антенны сигнал, и в наушниках мы можем слушать. Латвийское радио начало работать в 1925 году – и как раз первые приемники были вот такими, на кристаллических детекторах».

В конце двадцатых – тридцатых годах латвийским производителям радиоприборов приходилось выдерживать серьезную конкуренцию с иностранной продукцией, которая, кстати, тоже представлена в музее. Для защиты местных мастеров ввели специальный таможенный налог на каждый ввезенный в страну радиоприемник – 10 латов за каждую радиолампу. И это сработало: место импорта смогли завоевать отечественные образцы.

«За каждую лампочку, имевшуюся внутри приемника, надо было платить налог, то есть таким образом мы защищали свое радиопроизводство. И вот, скажем, ВЭФовские радиоприемники 1934-35 гг. фирмы «Лейбовиц», и Tautafons. И были фирмы Apsītis, Žukovskis — они потом объединились и сделали «Радиотехнику», а на основе этого появился Рижский радиозавод».

В послевоенные годы традиции качественного производства радиопродукции в Латвии удалось сохранить. Профессор Илмар Слайдиньш показывает еще несколько интересных экземпляров.

«Это «Симфония» — в 64-м это был приемник высшего класса. Он работает, сейчас послушаем! Он пока разогревается. Это не то что сейчас: включаем — и сразу звучит. Там радиолампы, которым накал нужен. (Начинает звучать музыка.) А вот очень знаменитый «Фестиваль», произведенный в 1958 году. Он в Брюсселе на международной выставке получил золотую медаль. Он был с дистанционным управлением. Но с кабелем — длиной, по-моему, 6 метров. Мы могли настариваться на радиостанцию, переключать волны, менять громкость — уникальная вещь».

Есть здесь и модный первый в СССР портативный приёмник «Турист». На очереди — емкие транзисторные радиоаппараты. «Гауя», «Селга», знаменитая «Спидола» и еще один, оказавшийся опасным для советских властей прибор — «Орбита»:

«Радиозавод производил «Орбиту», с которой принимались короткие волны, и с ним можно было слушать всякие зарубежные станции, причем у него преимущество (я и студентам это рассказываю) —

ферритовая антенна позволяла отфильтровать помехи. То есть можно было без глушения принимать коротковолновые радиостанции. И когда это обнаружили — закрыли продажу этих приемников. Их потом экспортировали только на Кубу, чтобы там на коротких волнах могли принимать советские передачи».

Всего здесь представлены порядка ста предметов —  свидетелей развития латвийской радиоиндустрии. В конце экспозиции — сюрприз.

«Что это такое, по-вашему? — Мобильный телефон? — Это мобильный телефон, работавший в аналоговом режиме. — Увесистый чемоданчик! — Это технологии конца 80-х».

Сам себя профессор Слайдиньш тоже шутя называет инвентарем музея — большую часть своей жизни он посвятил факультету электроники и телекоммуникаций. Без радио своей жизни не мыслит и его коллега, специалист музея Янис Янсонс. Свой первый радиоприемник, будучи тринадцатилетним подростком, он изготовил в 1958 году. Поэтому на просьбу показать свой любимый экспонат в музее он твердой походкой направляется к батарейному приемнику.

«Трехламповый батарейный приемник! Потому что я очень хотел такой иметь, когда мне было лет 14. Я и радиотехником стал по очень простой причине: у нас в деревне каждый вечер подача электричества снижалась до такого уровня, что сетевой приемник не особо хорошо работал. А вечером — вообще переставал работать, напряжение ведь падало с 220 до 100 вольт. А когда я сделал в 13 лет батарейный приемник, тот сетевой перестал — а мой-то работает! 

Спрашиваю Яниса Янсона, что ему больше всего нравилось слушать по радио.

«В то время мы много слушали радиостанцию, которая плавала по Балтийскому морю — нелегально! Потому что там был рок-н-ролл, Элвис Пресли...»

Музей расположен в помещениях факультета электроники и телекоммуникаций Рижского технического университета на Кипсале (улица Азенес, 12). Взглянуть на уникальные свидетельства ушедшей эпохи можно бесплатно.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное