Исчезнувший еврейский мир, сохраненный литовцем. Выставка в Вентспилсе

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Потрясающе схваченные лица, очень живые бытовые сценки, тщательно прорисованные, но словно сказочные здания и улочки... Ничего этого больше нет. Но благодаря талантливому художнику это можно увидеть на выставке «Утраченный мир литваков в рисунках Герардаса Багдонавичуса» в вентспилсском замке Ливонского ордена.

Графика, рисунки, акварель... Эти работы художник Герардас Багдонавичус (1901-1986)  создавал с 1928-го и до 1950 годов, запечатлевая повседневную жизнь и культуру литовских евреев. Художник и фотограф Багданавичус — заметная фигура в культурной жизни Литвы. Он был одним из тех, кто

уже в конце 1920-х твердо считал еврейское культурное наследие частью литовской истории и культуры, и был уверен, что его надо сохранить.

Благодаря Герардасу Багдонавичусу и его единомышленникам культурное наследие евреев Литвы документировано намного шире, чем в других странах Балтии.

Выставка «Утраченный мир литваков…» «привязана» к тому, что 2020 год в Литве объявлен годом истории литовских евреев — литваков. Сегодня в 17:30 в Ливонском замке подробней об этом расскажет директор музея «Евреи в Латвии» Илья Ленский. А Rus.Lsm.lv расспросил его загодя.

— Можно сказать, что это очередной этап осмысления — и переосмысления — литовско-еврейской истории. И литовское правительство объявило 2020-й годом Виленского Гаона, литовско-еврейской культуры и литваков. В этом году как раз 300-летие со дня рождения известного раввина и одного из столпов современного иудаизма Элияху бен Шломо Залмана Кремера, так называемого Вильнюсского гения, Виленского Гаона. Один раз год Виленского Гаона уже был, в 1997-м, когда исполнялось 200 лет со дня смерти Гаона. Тот год послужил большим стартом для развития еврейских исследований. Сейчас — новый виток. Выпущена и памятная монета, которая, к слову, вызвала дискуссии. На ней изображен семисвечник, менора, традиционный еврейский символ, но его центральная часть выполнена в виде «Столпов Гедимина», литовского национального символа. Уместность такого совмещения символов и вызвала дискуссии.  

— Кто такие литваки?

— Традиционно — евреи, жившие на территории Великого княжества Литовского, которое включало в себя территории нынешней Литвы, Белоруссии, значительной части Латвии в том или ином виде, части Украины, часть Польши. С первой половины XVII века они были подконтрольны так называемому «Литовскому Вааду», то есть Совету еврейских общин Литвы, довольно сложно устроенной структуре еврейского самоуправления. Литваки идентифицировали себя отдельно от польских евреев, и окончательно это закрепилось после третьего раздела Польши, когда еврейская Литва практически полностью оказалась в составе Российской империи.

— Курляндские — курземские — евреи, к литвакам относятся?

— Сложный вопрос, на лекции буду и об этом говорить. В целом

в Курземе еврейское население было смешанным, значительная часть происходила из нынешних Литвы и Белоруссии. Другая часть — из Германии и Нидерландов.

Но и те, кто приехал из Литвы, в течение одного-двух поколений приближались к немецко-еврейской культуре. При этом некоторое противостояние сохранялось, отношения были сложными. Курляндские евреи называли литовских «жемайтийскими свиньями». В Бауске, к примеру, у курляндских и литовских евреев были отдельные благотворительные общества. Играло свою роль и то, что Курляндское герцогство вошло в состав Российской империи со своим еврейским населением, около 9 тысяч человек, им было решено дать некий особый статус, и Курляндская губерния не оказалась в черте оседлости.

Другое отличие литваков — у них свой диалект идиша. Есть три крупных диалекта — так называемый литовский на вышеперечисленных территориях, польский, и южный, он же украинско-румынский. Литваки, соответственно, говорили на литовском диалекте идиша.

— А в Курземе?

— Кто-то — на литовском диалекте. Но есть как бы курляндский идиш, с одной стороны он входит в литвацкий ареал, многое позаимствовал из балтийского диалекта немецкого языка, но много заимствований или, скажем так, остатков языка, принесенного евреями в раннее Новое время из Западной Европы, то есть Германии, Голландии, Швейцарии, Эльзаса. Западноевропейский идиш исчез к концу XVIII — началу XIX вв., курляндский идиш сохранил его элементы.

Кроме административно-территориального и лингвистического факторов есть и третий водораздел, позволяющий делить евреев на разные этнические группы. Это еда. В разных общинах пищевые традиции отличаются. Это есть во многих странах. В Германии есть «граница белых сосисок», в Швейцарии отличаются рецепты картофельных оладий. Граница между литовскими и украинскими евреями — гефилте фиш, фаршированная рыба. У литваков она солено-перченая, южные евреи добавляют сахар.

В современном Израиле есть еще один момент. Литвак — значит не хасид, а человек, который учился в так называемых литовских ешивах. Если совсем коротко, то с начала XIX века ученики Виленского Гаона начали открывать ешивы, ставшие впоследствии очень влиятельными. В них была принципиально новая концепция о том, что Тору надо изучать ради нее самой. Поэтому сегодня в Израиле под литваками понимают определенную религиозную группу, вне зависимости от происхождения человека.

Учился в «литовской ешиве» (а они и сегодня, находясь в Израиле, сохраняют названия литовских и белорусских городов) — значит, литвак.

В XIX веке литовские ешивы многое сделали для сохранения традиционного еврейского образа жизни, целостности еврейского общества. Ведь они возникли в период, когда это общество начало очень быстро модернизироваться, внутри него возникли серьезные противоречия. Кроме того, это действительно очень сильная интеллектуальная традиция, идущая от Виленского Гаона. Здесь очень красивый ход размышлений, он отличается от привычной нам европейской логики. Литовские ешивы дали и этическую традицию, то, что называется мусар, это чистая этика в рамках иудаизма, причем довольно рациональная. Одним из центров мусар одно время была Гробиня, туда на несколько лет была переведена одна из ешив в 1870-х.  

Кроме того, Литва дает нам прекрасную традицию еврейской культовой архитектуры, это знаменитые деревянные синагоги. Сейчас от нее остались небольшие фрагменты — это синагога в Пакруойисе на севере Литвы, ее можно увидеть на выставке Багдонавичуса, и синагога в Лудзе. Обе построены в 1800-1801 гг. Традиция уходит в XVII век, но синагоги тех времен не сохранились.

Еврейская жизнь оказывала влияние и на планировку городов, ведь евреи во многих местах составляли большинство населения, до 80%.

И ритм их жизни задавал планировку. Но, в отличие от многих других регионов, евреи не жили изолированно от окружающего мира. Это было постоянное взаимодействие с соседями — литовскими и латышскими крестьянами, польскими и немецкими помещиками. Речь идет о штетлах, местечках, которые у нас в Латгалии тоже были.

— И всё это можно увидеть на выставке Герардаса Багдонавичуса. Странно, что вся доступная информация о нём только на литовском...

— Да, за пределами Литвы он не особо известен. Единственное, в каком контексте его упоминают вне Литвы — это как раз его рисунки еврейской жизни и синагог. Такой чисто утилитарный источник визуального материала. Но Багдонавичус — довольно известный литовский художник, один из значимых литовских импрессионистов, и вообще один из мэтров литовского искусства. Синагоги и еврейская жизнь — лишь одна из частей его творчества. И нам эта часть очень интересна потому, что он и несколько его сподвижников в своем роде уникальны —

я не знаю других художников, которые бы массово и целенаправленно изображали евреев. Речь о нееврейских художниках, которые много и с глубоким пониманием рисовали бы еврейскую жизнь.

На некоторых рисунках приписаны комментарии на идиш, но латиницей. Багдонавичус очень интересно схватывал типажи, но это не стереотипные изображения, их очень интересно обсуждать и интерпретировать. Он не просто хороший, он очень глубокий художник. Этим и интересен.

Выставка «Утраченный мир литваков в рисунках Герардаса Багдонавичуса» дополнена фотографиями Шауляйского края 1930-40-х годов, на них запечатлены синагоги и их внутреннее убранство. Какие-то из этих зданий есть и на рисунках Багдонавичуса.

  • В июле-августе выставка экспонировалась в музее «Евреи в Латвии». Нынешняя организована Шауляйским музеем Aušros, музеем «Евреи в Латвии» и Вентспилским музеем. Открыта до 1 ноября.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное