Иоганну Готфриду Гердеру – 270

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В самом центре Риги у Домского собора есть маленький скверик. В нем стоит маленький памятник. На постаменте бронзового бюста написано Johans Gotfrīds Herders. Здесь перед фамилией не хватает «fon», говорящей о дворянском происхождении выдающегося мыслителя, который родился в Кенигсберге в конце августа 1744 года, то есть ровно 270 лет назад.

Правда, к моменту рождения Иоганна Готфрида фон Гердера род утратил величие и богатство. Его отец учил детей в школе. Молодой Иоганн получил образование на теологическом факультете Кенигсбергского университета. В Пруссии тогда было то, что сегодня называют всеобщей воинской повинностью. Рекрутчина угрожала и двадцатилетнему богослову Гердеру. И он сбежал в Ригу, где устроился преподавать слово божие в церковной школе при Домском соборе. И жил он в буквальном смысле в двух шагах от работы – как раз напротив собора, чуть по диагонали от входа. Дом этот сохранился.

В Риге весьма быстро поняли, что молодой человек хорошо образован, начитан и способен самостоятельно мыслить. И менее чем через три года он стал помощником настоятеля двух важнейших городских приходов. Еще «подрабатывал» в библиотеке. В Риге увидело свет одно из его первых сочинений. Оно называлось «Тоже философия истории» и содержало  критику рационалистической философии просветителей.  

Прошло еще два года, и Гердер покинул Ригу. Он направился в Париж. Вообще он много путешествовал, часто менял место жительства. Даже удивляешься, как при такой кочевой жизни он умудрился так много написать литературоведческих, филологических и философских трудов, романов, стихов и драматических произведений. К тому же Гердер много занимался переводами, в том числе восточной и греческой поэзии, изучением и собиранием песенного фольклора. 

При этом он никогда не прерывал связей с Ригой. Переписывался с рижскими друзьями.

Иоганну Готфриду фон Гердеру очень везло на знакомства. Так, приехав в качестве наставника наследного принца Гольштейн-Эйтенского в Гамбург, он завел дружбу с Готхольдом Эфраимом Лессином. Им было о чем беседовать. Ведь основоположник немецкой классической литературы Лессинг тоже сочинял стихи и драмы, книги по теории искусства и писательства.

В Страсбурге Гердер близко сошелся с Иоганном Гете.  Благодаря посредничеству Гете он был приглашен в Веймар, где стал придворным проповедником и членом консистории.

Гердером восхищался Гейне. Он писал: «Гердер рассматривал все человечество как великую арфу в руках великого мастера, каждый народ казался ему по-своему настроенной струной этой исполинской арфы, и он постигал универсальную гармонию ее различных звуков».

Сам Гердер был убежден, что культура выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества. Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Он отмечает, что это различие — не качественное, а количественное. Поэтому единая цепь культур имеет «...бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем».

Проходя в день рождения Иоганна Готфрида фон Гердера в Старой Риге по площади, которое носит его имя, я заметил скромный бкукетик цветов у его памятника. Кто-то вспомнил про юбилей великого просветителя.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное