«В общем, так..., — начала свой небольшой монолог для Rus.LSM.lv художница. — Все это “мероприятие” началось незадолго до пандемии. И во время нее. Когда все мое основное внимание было обращено куда-то между землей и небесами. То есть, я наблюдала за птицами. Конкретно — это было в моем саду. Каждое утро с девяти до двенадцати я сидела на улице и наблюдала. И в своем роде получился такой своеобразный дневник о том, как меняется жизнь птиц. И в результате я пришла к выводу, что их жизнь намного интереснее и намного важнее, чем жизнь у современного человека».
Кстати, тут невольно согласишься с художницей. Посудите сами, люди-человеки, как много внимания мы обращаем на лишние и суетные дела, например, на будоражащие ум истории, которыми полон интернет и которые не стоят выеденного яйца. При этом истинную жизнь жить так и не успеваем. В отличие от птиц. Занимайтесь «бердвотчингом» («наблюдение за птицами» — в переводе с английского).
«У нас постоянно проблемы, то пандемия, то теперь война, повышение цен. Но, может, именно потому это все и происходит, что, в то время как природа живет своей жизнью, мы постоянно отвлекаемся от нее. А вот у воробьев так — едва птицы проснулись, взрослые учат их жить, а на другой вечер слышу шум в сосне, происходит вечерняя встреча воробьев! У них есть гармония».
По словам художницы, все это часто напоминает ей великий фрагмент из бессмертного фильма Рижской киностудии «Театр» (режиссер Янис Стрейч), в финале которого героиня великой Вии Артмане говорит: «Театр там, а истинная жизнь — здесь». Люди в театре, а птицы — в жизни. И это — без упрощений.
Помимо воробьев здесь есть сизые голуби. Прилетает белый. Появляются дети. А есть вороны. Есть еще и пара историй о синичках.
«Почему добавление к названию — “Том X”? Потому что я действительно эти картины писала ежедневно два года подряд. После чего я позволяю картинам идти в жизнь самостоятельно. И каждая выставка для меня — как новый том сочинений».
И еще в картинах есть золотые мотивы — в прямом смысле. Краски, напоминающие золото (на самом деле это некая алхимия, смесь с добавлением серебра, среди прочего). Для Инеты каждая работа — своеобразная икона.
«А в иконах золото — это метафора идеального мира. Или, как говорят у русских, “потустороннего мира”. А мир, в котором мы живем, никогда не может быть идеальным!»
Кстати, увлечение Инеты иконописью — со времен написания и реставрации икон, основам которых она научилась в Латвийской христианской академии и Рижском строительном колледже. Она совершенствовала свои навыки золочения, ремонта и декоративной росписи с преподавателями в Голландии и Великобритании. Художница окончила Лиепайский колледж прикладного искусства в 1994 году, в 1998 году получила степень бакалавра на отделении сценографии Латвийской академии художеств, а в 2001 году завершила обучение в магистратуре в мастерской живописи под руководством профессоров Алексея Наумова и Каспара Зариньша.
Участвует в выставках с 1997 года, член Союза художников Латвии. Работы Инеты выставлялись в Латвии, в Нидерландах, Чехии, Швеции и других странах мира.
Открыто до 18 января 2023 года.