Художники Вия и Каспар Зариньши: «Мы вместе, но “Параллельно”».

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Два художника, две вселенные. Они вместе больше 30 лет, думают и говорят в унисон, творят в совершенно разных стилях, но — первые ценители и критики работ друг друга. Сейчас у них снова наступила пора совместных выставок. Точней — они вместе выставляют свои работы по отдельности. До конца июля в Лиепайском музее можно увидеть выставку «2 в 1» Вии и Каспара Зариньшей «Параллельно».

КОНТЕКСТ И ПЕРСОНЫ

Она
Вия Зариня (1961) окончила Латвийскую академию художеств, мастерскую монументальной живописи профессора Индулиса Зариньша, также обучалась в мастерских профессора Эдуарда Калниньша и профессора Бориса Берзиньша. В выставках участвует с 1980 года, на ее счету больше 20 персональных выставок. Работы В. Зарини находятся в собраниях Министерства культуры Латвии, Латвийского Национального художественного музея, Музея Союза художников Латвии, Государственной Третьяковской галереи, Художественного фонда России, Министерства культуры России, Тартуского художественного музея, и множестве частных коллекций в разных странах мира.
Преподает с 1986 года, в Латвийской академии художеств — с 1999 года, с 2008 года — ассоциированный профессор кафедры живописи Латвийской академии художеств.

Он
Каспар Зариньш
(1961) окончил Латвийскую академию художеств, мастерскую монументальной живописи профессора Индулиса Зариньша. В выставках участвует с 1980 года, провел больше 30-ти персональных выставок. Его работы находятся в собраниях многих музеев и фондов, а также в многочисленных частных коллекциях. Работает также в сфере книжной графики, анимации, лауреат награды Латвийского национального кинофестиваля «Большой Кристап» в номинации «Лучший художник анимации» за анимационный фильм «Ты что-то сказал?» (Vai tu ko teici?, студия Dauka, 2009).
Ассоциированный профессор Латвийской академии художеств с 1995 года, профессор с 2008 года.

Общая награда

Выставка «Параллельно» в несколько другом формате впервые экспонировалась в выставочной зале «Арсенал» Латвийского национального художественного музея в сентябре-октябре 2017 года. За нее Вия и Каспар Зариньши получили приз «Килограмм культуры» Латвийского телевидения и Латвийского радио в номинации «визуальное искусство» за 2017 год.

Слаженный дуэт солистов

Разговор с Вией и Каспаром Зариньшами получается очень интересным. Дело поначалу даже не в том, что говорится, а в том, как: она — быстро и довольно эмоционально, он — с расстановкой и медленней. Один начинает фразу, другой — подхватывает на лету, чтобы снова передать пас коллеге-супругу-другу. Они даже внешне похожи — так бывает у пар, которые долго живут в счастливом браке.

На заре творческой жизни, в 1987-м примерно году, Вия и Каспар Зариньши проводили совместные выставки. Потом у каждого были десятки «персоналок», и вот сейчас снова настал период совместных. В большом зале Лиепайского музея одна часть отдана картинам Вии, другая — работам Каспара. Идея выставки — та же, что была в «Арсенале» осенью прошлого года и на подобной выставке в Валмиерском музее: показать свои работы вместе, но — по отдельности. «Это продолжение выставки в «Арсенале» в уменьшенном варианте, «короткий рассказ», приспособленный именно к этим музейным помещениям», — пояснила Вия. Картин меньше, да и, к примеру, работу Каспара размером 4х4 метра в Лиепае просто невозможно экспонировать. Но есть и совсем новые работы. «Выставка в «Арсенале» была осенью, сейчас лето, и зимой, в промежутке, мы неплохо поработали», — сказала Вия.

— Почему вы не работаете вместе? — поинтересовался Rus.Lsm.lv у художников.

— В принципе, любой художник — индивидуальный объект и человек, и идея художественных работ тоже выражение индивидуальности. Есть в мире случаи, когда люди творят искусство вместе, но мы — нет, — объяснил Каспар.

— Вместе — нет, мы одновременно. Как художники мы очень разные, — добавила Вия.

Неужели даже мысли поработать вместе не было? Вия рассказала, что такой вызов может случиться — некий литовский меценат и коллекционер пригласил Зариньшей участвовать в некоем проекте, с установкой вместе делать одну работу. Но Вия сомневается, что это произойдет: «Мы слишком отличаемся. Но в основном система ценностей, взгляды на искусство и то, что называть искусством, у нас схожи. И потому мы можем сотрудничать. И уживаться тоже, да».

— А вы критикуете друг друга с точки зрения профессионалов?

Каспар: Конечно. Мы друг для друга первые критики.

Вия: И конкуренты.

Каспар: Мы называем вещи своими именами.

Вия: Жестко. Говорим, что думаем. Но с рекомендациями типа «а может быть, здесь надо так, а здесь так?». Но в принципе, каждый из нас — сам по себе как художник. Каждый в своей скорлупе. К примеру, я послушаю, что Каспар скажет, подумаю, представлю, но в принципе, я упрямая, и буду придерживаться своего мнения.

Каспар: Вия реалист в своих формах выражения, и ориентируется на объемность и глубину в живописи. А я ориентируюсь на цвет, и до сего момента — абстракционист. В последнее время создаю работы из фанеры и акрила; использую угловую шлифовальную машину, делая полости, соединяя художественную плоскость и объем. Такая идея.

Вия: Хочу добавить про работы Каспара. Мы, как педагоги Латвийской академии художеств, много ездим по галереям и музеям мира, и пока не видели ничего подобного тому, что создает Каспар. По-моему, это полностью новое и невиданное. А я работаю в сфере классической живописи, мне это близко и очень нравится, не думаю, что когда-то выйду из этих рамок. Хотя, конечно, ничего нельзя знать наперед... Но Каспар творит нечто совсем новое. Надеюсь, и публика оценит эти новации. К слову, нам было очень приятно получить «Килограмм культуры», это очень важная для нас высокая оценка.

— Это очень трудно, когда в одной семье — два художника?

Каспар: Нет, потому что мы отличаемся. Если б мы работали в схожей манере, было бы трудно, потому что такая конкуренция безжалостна.

Вия: Мы слишком давно женаты, и я просто не знаю, как жить с не-художником. У меня есть только эта жизненная модель, и если я в ней чувствую себя хорошо, радостно и могу творчески работать, значит, все в порядке.

Реализм и абстракционизм

Последние лет десять главное место в творчестве Вии Зарини занимает латвийский пейзаж. На сайте Латвийского национального художественного музея во время выставки «Параллельно» в «Арсенале» писали, что Вия ищет код пейзажа Латвии. На ее крупноформатных работах — природа Латвии, ее спокойствие и просторы. Палитра — сдержанная и умиротворяющая. Деревья и небо отражаются в воде, на некоторых полотнах по земле стелется туман, даже сырость чувствуется. А вот и пустынный морской берег. Вия призналась, что ей очень нравятся серые цветовые нюансы, которых немало в латвийской природе. И не только. «У меня на многих картинах снег. Хлопья снега. Хочется передать чувство, когда снег летит в лицо». Вия считает, что «искусству надо уметь возвышать человека, делать его более видящим».

В своем новом стиле Каспар работает с 2014 года. Вместо холста — клееная фанера толщиной почти в два мм. На ней — акриловая краска. Вместо кистей — угловая шлифовальная машина. Ею художник и вышлифовывает углубления, получаются круги, овалы, брызги и другие фигуры. В целом — нечто рельефно-замысловатое, то вполне космическое, то вызывающее в памяти вид капли воды под микроскопом. Весьма завораживающее, надо сказать. Каспар отметил, что в абстракционизме много направлений, вырастающих один из другого. «И в Латвии он вырастает из Ротко. Да, он еврей по происхождению, работал в Америке, но корни его здесь, в Латвии. В абстракционизме надо быть очень индивидуальным, чтобы привлечь и захватить воображение людей».

Выставка Вии и Каспара Зариньшей «Параллельно» открыта в Лиепайском музее до 29 июля.

///

Либа Меллер

Фото: Л. Меллер

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное