Праздник песни и танца. Как складывался репертуар

Мы продолжаем рассказывать в передаче «Новый день» все самое интересное о Празднике песни и танца. Что поют на празднике? Репертуар весьма традиционный. Его оттачивало само время. Есть песни, что родились больше ста лет назад. Есть молодые и совсем юные. Некоторые взяты из классики, а какие-то позаимствованы у эстрадного жанра, но теперь они — настоящая классика Праздника песни.

Хотя песен много, подробнее стоит остановиться на трех самых знаковых. Первая — Gaismas pils («Замок света»), песня Язепа Витола и Аусеклиса. Кажется, она — самая ранняя, самая описываемая, самая исследованная, изученная и, наконец, больше всего спетая песня в истории латышского хора. И это заслуженно! Этим летом она прозвучит на фестивале уже в 20-й раз.

Песня создана на заре формирования латышской классической музыки 21 июня 1899 года. Композитор и педагог Язеп Витолс в то лето жил у своего брата Ханса Витола в Псковской губернии, в поселке Заречье. Выпускнику Петербургской консерватории было 35 лет. Автору текста Аусеклису на момент написания стихотворения было 25. Исторически в небольшом стихотворении насчитывалось 9 строк, Витолс же использовал только семь — предполагается, из осторожности: в тексте упоминался красно-бело-красный флаг, немыслимая дерзость для имперских цензоров. На Празднике песни Gaismas pils впервые исполнили в 1910 году.

В советское время песня считалась «нежелательной», ее не разрешили включать в репетруар трех Праздников песни — в 1960, 1965 и 1977 годах. После того как в СССР в 1980 году гостила 90-летняя вдова Витолса, Анния, которую с почетом встретили участники Праздника песни и исполнили Gaismas pils, власти вычеркнули эту композицию из репертуара фестиваля в 1985-м — и именно тогда произошел один из ярких эпизодов Атмоды. В самом конце гала-концерта тысячи хористов стали скандировать имя дирижера Харальда Медниса, а когда он поднялся на трибуну, спели Gaismas pils под его руководством.   

Есть и такие песни в репертуаре праздника, которые пришли, что называется, из народа — с эстрады. Manai dzimtenei («Моей родине») — как раз такая песня Раймонда Паулса и Яниса Петерса. Этим летом песня в восьмой раз прозвучит над верхушками сосен Межапарка — а когда-то Маэстро Паулс и представить не мог, что она станет канонической для хоровошо пения. Ведь писал он ее в 1972 году для эстрадных певцов Виктора Лапченока и Норы Бумбиере. Спустя год, как раз когда исполнялось столетие Праздника песни и танца, композицию издали на пластинке. Песня ушла в народ и стала настолько популярной, что ее мотив долетели до дирижера тогдашнего Праздника песни Иманта Кокарса. Он-то и предложил аранжировать композицию для исполнения в хоре. Manai dzimtenei включили в репертуар фестиваля, но власти запретили ее, сочтя «слишком национальной». Впервые она прозвучала на Празднике песни только в 1977 году. Согласно опросу 2021 года, Manai dzimtenei признана самой популярной хоровой песней в Латвии.      

На Празднике песни традиционно прозвучит и композиция Saule, Pērkons, Daugava («Солнце, Перконс*, Даугава») — в этом году тысячи хористов ее исполнят уже в пятый раз. В основе ее — стихи Райниса из драматической поэмы «Даугава», написанной в момент становления Первой республики в сентябре 1919 года, незадолго до нападения Бермонта. А вот песней  она стала спустя 70 лет — в 1988 году: родилась из песни, исполнявшейся в спектакле Валмиерского театра. Композитором той постановки как раз был Мартиньш Браунс. И в 1989-м Saule, Pērkons, Daugava впервые прозвучала на Празднике песни. Энергетика этой композиции столь мощная, что зрители в Межапарке всякий раз встают и поют вместе с хористами.

* Перконс — в латышской мифологии бог грома

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное