«Просто одну из ролей исполняет режиссёр и по совместительству переводчик моей пьесы на латышский Гиртс Силс. Он, разумеется, не мог удержаться и ввёл в спектакль некоторую драматургию. Получилась читка с элементами действия. И, хотя мы играем в стиле “бедного театра” (ни костюмов, ни декораций, ни музыкального сопровождения), всё-таки режиссёрские решения изменили представление.
Я месяца три тщетно складывал “лего”. В результате я решил рискнуть и пригласил читать женский текст мою старую приятельницу, известную журналистку Эрику Шмелькову, а вторую мужскую роль будет читать сам переводчик пьесы Гирт Силс. Возможно, многие помнят, ему когда-то принадлежал камерный театр на Стабу, 18. Эрика, известная журналистка, в настоящий момент возглавляет один из самых топовых журналов в области моды Officiel LATVIJA. Еще в 90-е, когда она была телевизионной журналисткой, вела прямые эфиры, мы успешно сотрудничали в области рекламы. Эрика всегда готова к чему-то новому, необычному и даже… рискованному».
По словам драматурга, новое в пьесе — в самой постановке проблемы. Наверное, многие видели или читали книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья». Он описал людей в возрасте 60+, которые изменили свою судьбу и «возраст доживания» поменяли на «возраст счастья».
«То есть достаточно сказать, что жизнь не кончается с пенсией, а наоборот, она может только начаться. Всё зависит только от вас.
Этой новой тенденции на самом деле лет тридцать или больше. Обратите внимание, сколько людей в этом возрасте занялись искусством, танцами, литературой. Сколько “возрастных” манекенщиц вышли на подиумы в самых престижных домах моды.
Если говорить о женщинах, то при современной косметике и большей свободы от домашнего рабства, они просто расцветают. И творчество в этом играет огромную роль. Например, Эрика в свободное время занимается вокалом, индийскими танцами. В своё время, в 97-м меня удивило в Нью-Йорке, что во всех театральных кассах дамы и господа далеко за 70 бодро распечатывали билеты на компьютерах».
Кстати, Георг Александрович известен тем, что первым привозил к нам с другом Борисом Тетеревым театр Романа Виктюка (в 1993-м), затем Майю Плисецкую и работал с великим режиссёром Юрием Любимовым, от которого у него есть история на заданную тему.
«Случилось это примерно в 2001 году, когда я работал с Юрием Петровичем Любимовым над совместной постановкой оперы “Кармен” Большого театра и Баден-Баденской оперы. Ему нравилось работать в Риге, музыкальную редакцию делал Георг Пелецис, сценографию Андрис Фрейбергс. Андрей Жагарс очень хотел, чтобы Любимов поставил что-то и в Риге. Я устроил им встречу. Мы сидели в летнем кафе напротив Оперы — Андрейс, композитор Артур Маскатс, Любимов и я.
Жагарсу хотелось, чтобы Юрий Петрович поставил “Сон в летнюю ночь” Моцарта. Любимов (ему на тот момент было 84 года) согласился, он очень любил свою постановку “Дон-Жуана” в Будапеште. Рассказывал нам о ней. Когда дошло дело до сроков, Юрий Петрович вынул из кармана куртки толстую, похожую на карманную Библию, записную книжку, стал листать страницы и оказалось, что в 2002 и 2003 годы у него уже заняты. Речь могла идти только о 2004-м».
Никаких мыслей о болезни, о пенсии для него не стояло. С того года он прожил еще 13 лет и как раз в последние годы поставил три оперы, включая знаменитую постановку «Князь Игорь» в Большом в 2013 году.
«Так и в нашем случае, мы все в “возрасте счастья”, кроме артиста Юрия Дьяконова, естественно. Абсолютный билингвал, он блестяще играет в нашем спектакле — в русском и латышском варианте. И чем еще отличаются люди “возраста счастья”, — человек больше не зависит от чужого мнения в такой степени, как в молодости. К этому возрасту вы уже научитесь жить без оглядки, согласно вашим собственным принципам и представлениям о прекрасном. Остаётся следить за развитием техники и, например, выучить еще один иностранный язык».
Говоря о творческих планах, господин Стражнов сообщил, что у него есть ещё пара пьес, которые он хотел бы показать публике.
«Звонят из Лиепаи, Даугавпилса и даже из Германии, там тоже хотели бы увидеть эти спектакли. Но заниматься прокатом — вот это дело молодых. Для меня сделанная однажды работа теряет интерес. Тем более, что у меня полон компьютер всяких нереализованных и начатых проектов».