В названии ирония, конечно. «Пятилетка» напоминает о важнейшем элементе экономического планирования советской экономики, когда партия расписывала план на ближайшие пять лет. И план надо было выполнить на 100%. Кстати, этот план Янис, судя по всему, успешно перевыполнил, оставив уникальные фотосвидетельства — вот милиция у Верховного Совета Латвии в 1990-м, вот Анатолий Горбунов — лидер парламента, принявшего Декларацию о независимости Латвии. Люди той эпохи, советский стакан, памятник Ленину... А вот еще достаточно молодая Вайра Вике-Фрейберга, о которой тогда еще никто не знал и даже не предполагал, что через какие-то десять лет она станет президентом Латвии! Портрет кинодокументалиста Юриса Подниекса в тревожные времена.
В дальнем зале — портреты артистов и музыкантов. Это обусловлено тем, что Янис сам начинал, как артист, учился на театральном отделении факультета культуры и художественных наук Латвийской государственной консерватории имени Язепа Витоласа (1982–1986), а сейчас он ведущий фотохудожник в театрах Латвии — в частности, в Новом рижском театре.
Здесь портреты совсем еще молодых художников-супругов Иевы Илтнере и Яниса Митревица (герои пришли на выставку и были удивлены, увидав себя 35 лет спустя), актриса Дина Купле, ныне знаменитый скульптор Кристап Гелзис у входа в музей. Или наш художник и кинорежиссер Андрис Гринбергс, представший в образе Энди Уорхолла с партнером, обнажившим зад. По тем временам это было необычно и уникально. А помните клуб «Аллигатор» в Клубе железнодорожников, где потом был Дом Москвы? Есть картинки и из этой ушедшей эпохи.
Отдельная история — портреты великой актрисы Элзы Радзини, на них седая паутинка — брак на пленке, но сейчас это выглядит несколько мистически и даже интересно и завораживающе.
Большое количество избранных композиций реализовано в форме излюбленного фотохимического процесса XX века — черно-белой серебряно-желатиновой копии. Он все реже используется в мировом фотоискусстве, а здесь придает выставке историческую достоверность.
«Весной у меня была выставка в рижской галерее Māksla XO, — рассказал на открытии господин Дейнатс. — Там были самые новые фотографии большого формата. А в данном случае — небольшой формат и самые первые мои работы. И это то, что называют серебряно-желатиновыми копиями. Это не цифровые копии, а то, что можно назвать ручной работой и работа с чистой химией. И это, конечно, выставка о воспоминаниях. И это история об идентичности. Если не вспоминаешь о своей истории, то тогда без разницы, в каком государстве вы живете. Так что вспоминать — этот момент чрезвычайно существенный».
В самом начале своего насыщенного фотографического пути Янис дал себе ровно пять лет, чтобы посмотреть, что у него из этого получится.
«В те времена не было никаких особых фотокурсов, фотошкол. И я говорю «спасибо» всем тем, кто давал мне книги по химии, кто давал фотоаппараты (это были «Зенит» и «Зоркий»). После первой пятилетки я решил продолжать заниматься фотографией», — сказал мастер.
Работы Яниса Дейнатса находятся в коллекциях Латвийского Национального художественного музея, Латвийского музея фотографии и частных коллекциях.
Открыто до 24 ноября.