«Книжка появилась на свет благодаря проекту общественной организации Центр русской культуры “Дом Каллистратова”, цель которого — сохранять и популяризировать культурно-историческое наследие Даугавпилса.
Наша работа была разделена на два этапа. В 2022-2023 годах материал перевела на латышский язык руководитель историко-культурного отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Инета Яновская. На втором этапе в 2023–2024 годах книга, объединившая тексты на русском и латышском языках под одной обложкой, была подготовлена к изданию. Особенности эпохи и биографии автора пояснил доктор исторических наук, профессор Даугавпилсского университета Хенрик Сомс.
При пояснении военных и фортификационных терминов мы использовали рекомендации и. о. руководителя Управления музеями и Даугавпилсской крепостью, эксперта, большого энтузиаста Артёма Махлина.
Книга иллюстрирована фотографиями Двинской крепости начала XX века из его личной коллекции, а также дополнена фрагментами 3D реконструкции крепостного сада, созданной краеведом Александром Богдановым»,
— рассказала руководитель проекта Галина Иванова.
Она же и напомнила и более отдаленную историю: «В 2020 году мы переиздали книгу “Инфлянты (исторические судьбы края, известного под именем Польских Инфлянт)” русского историка, краеведа и археолога Алексея Сапунова (LSM+ об этом писал тут). Идея переиздания принадлежала даугавпилсскому историку Геновефе Барковской (1935 - 2021), она же перевела работу Сапунова на латышский язык и старой орфографии (“Инфлянты” увидели свет в 1886-м – LSM+) придала современный вид. Мне сказала в мае 2021-го: “Теперь займемся “Крепостью-складом” Львова”. А в июле Барковской не стало… Сейчас мы реализовали ее последний замысел, и я думаю, что душа Геновефы Вацлавовны радуется».
Иван Николаевич Львов (1857 - 1925) — российский военачальник, выпускник физмата Московского университета. Военную карьеру начал в 1879 году, прошел путь от прапорщика до генерал-лейтенанта и волею судьбы оказался последним российским комендантом Динабургской/Двинской крепости. Умер в 1925 году в нынешнем литовском Швенчёнисе.
«Крепость-склад Двинск. Историческая справка» была напечатана в типографии городской газеты «Двинский листок», и Львов выступил как автор-составитель — знакомил с историей Динабурга с XII по XIX столетие, подробно описывал строительство крепости, особо выделяя 1812 год и 1863-й, когда произошло Польское восстание, и завершал очерк главой «Важнейшие события в жизни крепости с 1865 по 1915 год».
Интересными фактами, связанными с пребыванием Львова в Двинской крепости, поделился А. Махлин: «Львов стал комендантом в 1906 году, крепость тогда имела статус крепости-склада, в ней концентрировались различные складские помещения. От Львова исходила инициатива отметить столетие с момента начала строительных работ в крепости в 1810 году. Он даже точную дату назвал — 7 октября 1910 года, и я долго думал, почему именно 7 октября… Потом понял — именно 7 октября 1810 года у крепости появился первый комендант, это можно считать днем рождения цитадели. Но юбилейные инициативы власть не поддержала — увы, Двинская крепость утратила боевое значение, стала складом.
При Львове в 1912 году в крепости появилось электричество, и был установлен новый памятник-фонтан в крепостном саду, посвященный столетию победы в русско-французской войне 1812 года. Он сохранился до сих пор, правда, давно не является фонтаном. Сейчас в саду идет реконструкция, мы памятник разобрали, в следующем году, надеемся, он заработает и как фонтан».
Также Артём напомнил, что нынешнее переиздание осуществлено не с оригинала 1915 года, а с копии, изготовленной в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге по заказу Даугавпилсского краеведческого и художественного музея в 80-ые годы прошлого века. Но и в российском книгохранилище хранится копия, судьба же оригинала неизвестна.
Мало что известно и о последних годах жизни Ивана Львова. В 1919-м и, возможно, 1920-м он всё еще оставался в Двинске, ожидал своей участи, каких-то сведений из Москвы. Жил с семьей за счет своего огорода, который разбил в крепости, держал кур, коров… В начале 20-х удалось уехать в Швенчёнис, возможно, поселиться в имении сослуживца. «Дальше следы теряются. Я был на кладбище в Швенчёнисе, оно в очень плохом состоянии. Никто ничего не знает о Львове. Значит, есть над чем работать», — подчеркнул Махлин.
Праправнук Львова Алексей Миловский не скрывал волнения.
«Я в детстве лет с шести каждый год лето проводил на Гриве в Двинске, Даугавпилс — это непонятное для меня название. На Гриве у бабушки многому научился, например, работать руками. Теперь редко бываю, но регулярно — примерно раз в три года.
У нас в семье говорили, что Львова сослали в почетную ссылку в крепость. Яркая карьера, и вдруг — крепость-склад…Но мы всё это в семье мало обсуждали. Знаете, иметь в роду царского генерала в те годы… К сожалению, уничтожены многие фотографии; кое-что из уцелевших я передал в музей, но из Двинской крепости ничего нет. Странно, конечно, что прапрадеда сюда перевели… С другой стороны, это спасло ему жизнь, он не участвовал в военных действиях, находился в тыловой крепости. Судьба такая. И с 1906 года наш род связан с Латвией. Я всю жизнь прожил в Риге.
О проекте Центра русской культуры в Даугавпилсе я ничего не знал. Очень всё это радостно и спасибо всем. Я не ожидал такого количества людей на презентации…», — поделился с LSM+ Миловский.
Тираж переизданной книги «Крепость-склад Двинск. Историческая справка» — 100 экземпляров, и уже на презентации стало очевидно, что все желающие получить ее не смогут. Книга не продается и доступна в электронном виде на домашней странице Центра русской культуры. Русский текст тут, перевод на латышский — здесь.