Давно стали привычными в Риге в музейную ночь толпы народа на улицах и очереди у входа в музеи и общественные места, в обычные дни недоступные для посторонних. Только в Риге и окрестностях в этом году в программе — почти шесть десятков адресов.
Общедоступными и совершенно бесплатными предложениями Ночи музеев, кажется, никого уже не удивишь. Но будем откровенны: все же побаивались ведущие музеи столицы пускать в свои залы толпы вечерних посетителей. Исключения были редки. В основном же музейщики осторожничали. Мол, кто их знает, этих неофитов…
В этом году — не так.
Во многих местах для людей открыли экспозиции, дали возможность побывать на самых статусных выставках.
Латвийский национальный художественный музей (LNMM) — как Большой музей, главное здание на Кр. Валдемара, так и его филиалы в центре и Пардаугаве — показывали лучшее из текущих своих программ и предложений.
…И ведь как показывали!.. С выдумкой, интересно, очень увлекательно. Очень творческим, по-настоящему созидательным получился подход к теме года. Художественные музеи столицы в этом году очень успешно конкурировали с заповедниками власти. (Не секрет, что в здания Сейма, президентского дворца и министерств стремятся попасть многие).
Мой личный маршрут пролегал на сей раз, в основном, по музеям центра, и не только художественным. Главное здание LNMM — музей «Рижская биржа» — Музей истории Риги и мореходства и дворик Домского собора — Музей декоративного искусства и дизайна — Дом Менцендорфа…
А вот фантазии и мечты, что еще до полуночи и до цветущего сада поэта Оярса Вациетиса, и до музейного хранилища в Пардаугаве доберусь, скоро пришлось оставить. Во-первых, очереди…
И потом: ведь из каждого названного здесь музея долго не хочется уходить!..
… Очередь у главное здание Латвийского национального художественного музея за полчаса до семи вечера стоит уже очень внушительная. «Но ведь впереди нас еще человек пятьсот!..» — в голосе девчушки из очереди смесь ужаса и восторга. По моим прикидкам поменьше, но сотни полторы-две человек есть…
А через четверть часа и позади нас народу не меньше: очередь жаждущих попасть в музей тянется вдоль здания Академии художеств. Но и очереди Ночи музеев — веселые и позитивные. Особенно в этом году — мимо нас к «Арене Рига» идут на хоккей толпы словацких болельщиков.
… Но и удивительно быстро движется эта музейная очередь. Двери открываются ровно в 19.00 и уже через четверть часа мы внутри.
Так много залов постоянной экспозиции и выставок открыто в ночь музеев, что нет ощущения толпы.
Выставку актуального искусства времен Атмоды, слома эпох и традиций, я (как и многие), прохожу почти не притормаживая. Разве что у стенда с подборкой журналов «Avots» помедлю… На мой профанский взгляд, «Снос стены. Латвийское искусство 1985 - 1991» — это выставка сильно на любителя. Не в мастерских художников — на площадях!.. — тогда вершились перемены.
Или… или здесь зависнуть надолго, слушать аудиозаписи, смотреть видео, в концепцию и воспоминания художников вникать. Такого здесь много. Музей, кстати, именно этой выставке придает столь большое значение, что продлится она долго, как мало какая еще временная экспозиция — аж до января 2025 года.
Мне же ближе сегодня другое. Вот персоналка живого классика Иманта Вецозолса — это да!.. Мощный художник, выразительные крупные мазки — ни с кем не спутаешь. От портретов сердце щемит. Пожалуй, на его выставку «Преломление света» надо будет успеть еще раз с друзьями сходить.
… По залам постоянной экспозиции LNMM с картинками в руках как-то подозрительно сосредоточено бродят дети разного возраста. И взрослые с такими же картинками попадаются тоже. Очень интересную игру предложили им в Ночь музеев.
На карточках — невозможный портрет, составленный из фрагментов работ классиков. Ну, то есть уши — с одного портрета, нос — из другого, губы или прическа — от третьего… Видели бы вы, сколько азарта в глазах малышей, узнавших «свое», искомое, на полотнах старых мастеров.
… В «Рижскую биржу» тоже немалая очередь. И стоять здесь долго.
Зато какое вознаграждения в итоге — в ночном музее открыли главный выставочный зал с колоссальной частной коллекцией латышского искусства.
Блистательных этих работ много лет никто за пределами Rietumu банка не видел.
А ведь какие работы!.. От светящихся, мощных работ Яниса Паулюкса просто отойти невозможно. В «Отражении эпохи» показали нам созвездие блистательных полотен и имен — Убанс, Бельцова, Либерт, Калныньш, Лео Свемп, Пиннис, Вецозолс, Скулме… Кто в Ночь музеев (или раньше) сюда не дошел, поспешите — выставка до конца мая.
Мощный заряд позитива дают такие выставки. Ночь музеев вообще нынче очень богата на впечатления и открытия. Музей истории Риги и мореходства полон народу — практически вся экспозиция открыта уже не первых год.
Во дворике Домского собора работают реконструкторы — можно примерить кольчугу и рыцарский шлем, взять в руки настоящий меч. Можно сыграть в старинные — со средневековья известные — игры. Или завороженно смотреть, как под рукой знатоков ремесла, рождаются на украшения или четки шарики искусственного жемчуга.
… Иногда в Ночь музеев происходят и неожиданности. Зайдешь просто так (все равно по пути!..) в какой-нибудь малознакомый музей… И зависаешь, забыв про все прочие планы и намерения.
Выставка Германа Эрмича в Музее декоративного искусства и дизайна стала для меня настоящим открытием. Имя-то мне совсем не знакомое… Работы из цветного стекла, которые прославили его, необычны, красивы и очень впечатляют.
Но и сам путь латвийского парня к успеху вызывает никак не меньший интерес у публики. На первой выставке Эрмича на родине очень внимательно читают и подробности его биографии.
… А завершается мой ночной маршрут по Риге традиционно в Доме Менцендорфа, где скрипят половицы, всегда по-домашнему уютно и — как и каждый год! — ждут посетителей Ночи музеев допоздна, до часу ночи.