В самом начале интервью мы решали, говорить ли обо всех постановках сезона или остановиться на рождественских концертах, а зимой поговорить о второй части. Худрук театра предпочел первый вариант и обосновал это фразой, вынесенной в заголовок.
Об очень громких нотах
Все премьеры 118-го сезона Валтер Силис перечислил еще в начале августа — всего запланировано 10 премьер, в том числе и две концертные постановки. Про «Дневник Анны Франк» в постановке Лауры Грозы, открывший сезон почти месяц назад, худрук уже давно сказал: рассказывать о таких болезненных моментах истории надо, и хоть «брать эту тему — определенный риск, но это правильное чувство, значит, всё должно получиться».
— Риск не только в самой теме, но и в том, что сезон обычно хочется начать чем-то более легким. Но в то же время, первая премьера — это и заявка на весь сезон. И мне кажется очень существенным, что у Лауры была возможность создать работу, которая и для нее является чем-то лично важным, значимым и близким. Спектакль получился невероятно светлым — вопреки всей жесткости и жестокости темы. В нем потрясающе человечные образы, показаны совестливые и порядочные люди. Эти «письма в будущее» писала девочка-подросток со своим характером, что-то близкое может ощутить каждый. Меня с самого начала зацепили отношения между ребенком и родителями, и потом уже — всё великолепие большой творческой работы под руководством Лауры, где действительно вклад каждого актера слился в нечто общее. Да еще и видео, и музыка — всё это тоже важная часть драматургии. Очень сильная работа, производящая невероятное впечатление. Зрители приходят в театр за переживаниями…
— Вам не кажется, что начинать сезон с такой невероятно громкой ноты — определенный риск? Может оказаться трудно поддерживать настолько высоко заданный уровень.
— Нет. Каждый творческий человек приходит и хочет сыграть свою сильную ноту! И каждая постановка звучит по-своему. К примеру, детектив «Рассвет Ввечеру» (это попытка сохранить игру слов; в оригинале — Rītausma Vakaros, дословно «утренняя заря по вечерам», но второе слово — название курортного местечка, где происходит действие — Л.М.) в достаточно поэтической форме будет говорить о современности.
Да и «Дневник» — он ведь тоже, если разобраться, о наших днях. Посвященные в тайну укрытия люди приходят к гонимым в гости и рассказывают о происходящем.
И оказывается, что, несмотря на войну, жизнь идет своим чередом — и сравнительно нормально, не так, как у главных героев.
Возвращаясь в следующим премьерам сезона — не думаю, что первая «сильная нота» им помешает, ведь для любого режиссера его создающийся спектакль — особенная работа, каждый говорит о том, что важно ему.
«Когда дети?»
— Давайте сначала про вашу постановку «Бог здесь», чья премьера состоится уже в пятницу. В нем ведь тоже достаточно болезненная тема раскрывается.
— Изначально это был рассказ, потом уже была сделана драматизация. Хотя Людмила Розиня сразу писала с расчетом, что история может стать пьесой. …Пара мечтает о ребенке и это становится началом трудного пути, который приводит к необходимости очень болезненного выбора. Это очень эмоциональное переживание, сильные чувства.
В обществе об этом или не говорят, или только вещают с высоких политических трибун, да и в политику тема приходит в «плакатных» формах.
Тема абортов также затрагивается, и тут тоже мнения разнятся, и выбор нередко бывает травматическим. Часто человек в ситуации такого выбора оказывается очень одиноким. Это одна из основных причин, почему я хотел поставить эту пьесу — ведь такое происходит со многими людьми. Подзаголовок «экзистенциальный триллер» тоже дан не просто так — мы сталкиваемся со страхами, которые есть у многих, погружаемся в эту историю, пытаемся найти путь, как человек может пройти через все эти переживания и испытания. У Людмилы Розини — острый взгляд на окружающий мир, и портреты персонажей получаются достоверными, а история интересной.
— Теперь обратимся к «Рассвету Ввечеру», чья премьера предстоит в середине ноября. Дебют Матиса Будовскиса на большой сцене. У него и в целом режиссерский дебют был в Лиепае — на малой сцене, когда он поставил «Праздник песни».
— Если уж тебе удалось поставить такую хорошую вещь в малом зале… Мне лично было бы сложно обратиться к такой теме, найти подход. А Матис смог значимую и большую тему приблизить, и, к слову, тоже использовать некие элементы детектива и даже триллера. И он сейчас продолжает развивать свой театральный язык. Вместе с Клавсом Меллисом создает
детектив, пытаясь портретировать в некоей поэтической форме жизнь современной глубинки.
Есть и музыка, и некое влияние Дэвида Линча, но в то же время очень наша, латвийская история, к тому же в довольно абсурдистской форме. Работа над спектаклем уже идет.
Красивая музыкальная традиция
— Следом будут рождественские концерты «В кругу друзей». Кто станет режиссером?
— Мне придется взять на себя эту роль. Но вообще — это будет общее творение всех сотрудников театра. Ведь
ожидание праздников — у детей, а для взрослых это безумный стресс от желания всё подготовить и стремления всё успеть.
В начале концерта будет встреча в гостиной и первые замыслы праздника. Столпотворения в торговых центрах. Сплошной стресс! Но ведь это всё — чтобы порадовать любимых и близких. И вроде бы зимние праздники подразумевают покой и умиротворение, но не всегда это получается. Это одна из тем, которая пройдет через песни.
Будет в этом сезоне и концерт в честь Международного дня театра. С этой идеей [актеры] Кинтия Стуре и Хуго Пуриньш пришли ко мне буквально сразу, как я начал работать, мы пришли к выводу, что для реализации нужно больше времени на подготовку. Пригласили молодого режиссера Роберта Даубурса. На этот раз внимание направим на публику, это будет церемония награждения лучших зрителей. А в роли зрителей предстанут актеры. Это
чувство некоей «четвертой стены», будто актеры не знают, что происходит в зале… Они все прекрасно видят и слышат, что там творится.
И знают, насколько разные зрители приходят в театр. Это будет и некий портрет, и благодарность публике. Мне кажется, что это отличная идея. Надеюсь, всё получится. Будет два представления, дальше посмотрим.
— Лиепайская публика обожает концертные постановки, особенно рождественские пользуются огромной популярностью. Кажется, в других театрах Латвии такого нет. Вы уже понимаете, почему?
— Это мне еще предстоит выяснить. Но я помню, когда в 2009 году ставил здесь свой первый спектакль, то заглянул и на рождественский концерт. Его ставил Валдис Луриньш. Это была настолько невероятно теплая встреча, мне очень понравилось, очень красивый концерт! Клайпедский курс тогда еще учился, они тоже участвовали. Кажется, там вообще все актеры, хоть как-то с театром связанные, были задействованы. Так что я давно знаю, насколько такие концерты важны для местной публики. И когда мы с Расой [Бугавичуте-Пеце, драматургом театра] обсуждали, что и как делать дальше, то и о концертах говорили. Да, мы чувствуем ответственность. Сейчас работаем на нынешним концертом, но уже думаем о том, что будет через год. Если есть такая красивая и любимая публикой традиция, то наша ответственность — не обмануть ожиданий.
За экватором сезона
— В январе Виестур Розиньш поставит на малой сцене спектакль по автобиографическому роману «Мальчик с двумя сердцами» о путешествии из Афганистана в Европу. Это роман автора из Афганистана Хамеда Амири, драматизированный Филом Портером. И недавно поставленный в Лондоне. …Власть в стране захватил «Талибан». Действие начинается с того, что мама героя во всеуслышание говорит, что об этом думает. Это создает реальную угрозу ее жизни. И вся семья — родители и трое мальчишек — становится беженцами, которым предстоит дальний путь через многие страны. А мальчики мечтают стать звездами футбола. Один из них вырос и написал этот роман. Очень человечный рассказ и болезненная личная история. Но в то же время — и приключенческий роман.
— Затем последует классика — «Все мои сыновья» Артура Миллера.
— Да, и возможность поставить что-то из немного другого времени. Тут большой простор для хороших актерских работ. Для Инесе Мичуле это будет дебют в Лиепайском театре. У нее много успешных постановок, хотелось и к нам ее привлечь. Мы искали материал, интересный и с точки зрения актера, и режиссера, и классику. Как раз к Артуру Миллеру режиссер давно хотела обратиться. Эта пьеса не утратила актуальности, хоть в ней всё происходит после войны, но речь о действиях и выборе, последствия которых предугадать нельзя.
— Снова в Лиепае будет ставить Элмар Сеньков, ура-ура! И вы уже говорили, что пьеса Артура Дициса «Балтийский теленок» совсем новая.
— Да, пьеса сейчас дописывается. Обсуждали при встрече, что хорошо бы снова трилогию поставить, но нет, это будет просто спектакль. У Элмара
были две классные идеи, обе обалденные, хотелось всё и сразу, но пришлось остановиться на одной. Это о банкирах, новых предпринимателях 1990-х. На самом деле — обо всех нас в более молодом варианте.
Точней — о людях с амбициями, которые увидели «окно возможностей», и кто как его использовал, и насколько по-разному действовал. Элмар будет снова рассказывать о поколении своих родителей и людях немного помладше. Время, полное рисков и безумных вызовов, сумасшедшее время. А еще азарт, который подстегивал к действию, мол, «ты можешь, давай!» И как люди реагировали на все эти возможности. Были и те, которым казалось, что возможностей нет вовсе. Для них это время растерянности. А есть весьма известные сейчас люди, для которых всё началось тогда, с неких безумных авантюр. Посмотрим, как всё это будет выглядеть на сцене.
В мае на малой сцене режиссер Эндине Берзиня, выпускница курса Мары Кимеле, поставит «Объект 2401», историю реального человека…
Хм, что-то много медицинских историй у нас в этом сезоне...
Но — в разные моменты нашей жизни, да и смерти тоже, присутствие врачей неизбежно. Это рассказ о человеке, у которого в молодости был очень тяжелый эпилептический припадок. А одним из способов лечения тогда была лоботомия. Но врач решил пойти дальше и иссек весь гиппокамп. И стало ясно, за что именно этот участок мозга отвечает — он соединяет воспоминания, то есть долговременную память, с оперативной. Пациент просыпается после операции и — навсегда остается 20-летним парнем. Со временем он перестает узнавать себя в зеркале — там ведь отражается вовсе не юноша. Очень захватывающе написанная пьеса о том, как работает наша память. Пьеса на трех актеров, которые будут играть по несколько ролей. Небольшая, но эмоциональная и дающая пищу для размышлений. В ней будет занят также и Гирт Круминьш, еще одна роль у него в пьесе Миллера. Так что его работа в спектакле «Отец тишина» стала приятным знакомством, которое мы продолжаем.
— И завершит сезон «Квартира», еще одна ваша совместная работа с Расой.
— Это давняя идея, как-то раз даже попытался реализовать. Когда ты попадаешь в другое пространство, ты подмечаешь разные исторические фрагменты-нюансы. Ведь помещение, в котором мы становимся новыми жильцами, и само живет некоей своей жизнью. Даже до постройки здания есть земля, конкретное место. В главной роли — старая квартира и поколения ее жильцов. Дом, как правило, намного старше своих жильцов. И не так часто, чтоб поколения одной семьи сменяли друг друга. В домах Яунлиепаи, к примеру, то и дело съезжают одни семьи и заселяются другие. Эта идея у меня появилась, когда я из семейного дома переехал в квартиру в Торнякалнсе [в Риге], весьма схожее с Яунлиепаей место со старой деревянной застройкой. Постепенно узнавал, как эта квартира менялась, кто жил раньше. Оставалось представить, что было еще раньше.
Замысел постановки — сыграть в этой квартире сцены из разных времен, соединить современность и 150-летнее прошлое, примерно 1870-е. Пространство одно, а времена и события, часто драматические — разные.
Посмотрим, как получится. Хочется это объединить и с 400-летием с момента получения Лиепаей прав города в будущем году.