100 символов культуры

Ливы в Латвии: по зову сердца и предков

100 символов культуры

Государственый академический хор "Латвия": в унисон со страной

Латвийская Национальная Опера: 100-й сезон в юбилейный год страны

«100 символов культуры». Национальная опера: сотый сезон в юбилейный год страны

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Столетие отмечает не только Латвийское государство, но и Национальная опера. «Наш Белый дом» — так говорят о роскошном здании, которое занимает театр оперы и балета. Это сравнение включает в себя не только восхищение архитектурными и интерьерными достоинствами храма искусства, но и уважение к его высоким классическим жанрам, которые не теряют актуальности. Об истории театра оперы и балета, ее сохранении и вызовах XXI века — в расширенной интернет-версии передачи «Сто символов культуры».

Кстати, как говорит директор театра Зигмар Лиепиньш, у ЛНО нет конкретного дня рождения, так что весь сезон пройдет под знаком столетия театра. Первая премьера ждет зрителей уже в конце сентября. Это будет «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в интерпретации Виестура Кайриша. Именно этой постановкой на латышском языке в 1918 году заявила о себе национальная оперная труппа. 

Первую труппу национальной оперы начал формировать Язеп Витолс. Еще в Петрограде. Летом 1918 года. Ядром стал симфонический оркестр латышских стрелков. В него влились и музыканты Мариинского театра, желавшие покинуть большевистскую Россию. Но в Риге, где на тот момент еще были германцы, российские музыканты не задержались — и продолжили эмиграцию на запад. 

В начале 1919 года на пять месяцев установилась советская власть. Витолс отошел от оперных дел и занялся созданием латвийской консерватории. А Рейтерсу удалось договориться с Андреем Упитом, членом правительства Советской Латвии, о переходе латышской труппы Latvju opera в роскошное здание Первого городского театра.

Оно было построено для Немецкого театра в 1863 году по проекту петербуржского архитектора Людвига Бонштедта.

Проект утверждал сам император Александр II, но локализовывали его уже рижские архитекторы. Особой гордостью был оригинальный потолочный плафон на 750 газовых горелок. Но накануне 20-го сезона из-за газового фонаря Бонштедта в театре случился серьезный пожар. Реконструкцией здания и интерьера занимался известный рижский архитектор Рейнхольд Шмеллинг. В 1887 году Немецкий театр снова распахнул двери, уже с электрическим освещением.

Еще одно восстановление театр пережил в 1919 году после артобстрела войсками Бермонта, после чего открылся уже как Национальная опера. К концу года оперную труппу, существовавшую на деньги гарантов и пожертвования, взяло под опеку государство.

Язеп Витолс и его ученик Теодор Рейтерс по возвращению в Ригу стали поднимать латышский оперный театр. Первая опера — «Летучий голландец» — имела успех у рижской, в том числе немецкой публики.

Постепенно складывалась балетная труппа. Первый полноценный балет — «Тщетная предосторожность» — был показан публике в 1922 году.

В 1920 году была поставлена первая опера на национальном материале — «Банюта» по произведению Райниса. Были споры, какую латышскую оперу считать первой: «Банюту» Альфреда Калниньша или «Огонь и ночь» Яниса Мединьша. Пролог к опере Мединьша прозвучал раньше. Но сама постановка увидела свет позже — в 1921 году. И что интересно, в двух вечерах. Зрители не очень были довольны тем, что им пришлось дважды покупать билеты, чтобы увидеть и услышать все. И позже Мединьш сократил свой большой музыкальный опус.  

После Второй мировой войны, когда в Риге проживало много советских офицеров,  стали звучать оперы в переводе на русский.

В репертуаре были оперы (та же «Кармен»), которые пелись и по-латышски, и по-русски. Русские оперы также исполнялись и на латышском языке.

Система исполнения опер на языке оригинала закрепилась после реконструкции оперного театра, которая продолжалась с 1991 по 1995 год.

Из латышских опер стоит отметить оперы Яниса Калниньша «Гамлет» и «В огне» по Блауманису (они с успехом шли в 30-е и военные годы), оперу Арвида Жилинскиса «Золотой конь» по Райнису, которая в 60-70-е была показана публике 200 раз.

Опера Артура Маскатса «Валентина» о киноведе Валентине Фреймане, «Михаил и Михаил играют в шахматы» Кристапа Петерсонса на либретто Сергея Тимофеева о легендарном шахматисте Михаиле Тале — это уже современные латышские оперы. «Даука» Андриса Дзенитиса, «Замурованные» Эрика Эшенвальдса, «Турайдская роза» и «Собор Парижской богоматери» Зигмара Лиепиньша — интерес к оперному жанру у латышских композиторов есть.

Оглядываясь на прошедшие 100 лет, важно отметить, что ни один сезон не был пропущен, хотя были у оперного театра и тяжелые времена.

В конце 20-х-начале 30-х в театре показывали фильмы культурного содержания. В довоенном репертуаре было много оперетт, востребованных у зрителя. В них артисты балетной труппы не только танцевали, но и пели! Департации, эмиграция в конце войны проредили состав трупп и оркестра, но театру удалось сохранить высокий художественный уровень.   

Этой осенью к 100-летию театра будет издан большой художественный альбом «От эскиза до спектакля». Идея этого тома принадлежит директору театра Зигмару Лиепиньшу.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное