Артем Кочарян уже год работает на Латвийском телевидении оператором. К съемокам «Надежды» он привлек коллегу по LTV, оператора Николу Бастанжиева, тоже приехавшего в Латвию из Украины. Они хотели показать через историю одной семьи, что сейчас переживают сотни тысяч других украинских семей.
Фильм — это рассказ из уст матери, которую расспрашивает ее маленькая дочка, родившаяся в бомбоубежище и получившая имя Надежда. Действие разворачивается в недалеком будущем:
малышка, дитя военного времени, подросла и задает матери вопросы: почему мы с тобой только вдвоем, где все остальные? «И мама начинает ей рассказывать, что случилось и почему вышло так, что она родилась именно в такое время»,
— говорит режиссер.
Снимали очень быстро, и в процессе были задействованы в основном непрофессиональные актеры. Кроме киевской актрисы Марины Билоус-Мосийчук, сыгравшей главную героиню.
«Фильм дает нам понять, что всегда бывает утрата, но за нею следует надежда, всегда есть светлое будущее. Само имя Надiя символизирует продолжение, позитивный настрой на то, что всегда нужно надеяться. Надеяться на победу Украины, на то, что всё будет хорошо, что всё, происходящее сейчас — не зря.
Нам в наших сердцах нужно находить любовь и надежду, чтобы передавать их другим людям и чтобы все люди стали намного счастливее даже в таких обстоятельствах. Это очень трудно, но мы справимся — мы такая сильная нация и несем культуру, свет и мир, всё будет хорошо!» — говорит актриса.
По признанию Марины, труднее всего ей самой далась адаптация в Латвии. Но пришло понимание, что она здесь не одна, что люди здесь ей помогут и поддержат.
Чтобы найти девочку на роль маленькой Нади, авторы фильма устроили кинопробы — и нашли девочку Софию Бабак, которая бежала в Латвию от войны.
«Сначала мы сидели с мамой в подвале, потом перебрались жить в метро, потому нас по дорогам вывезли во Львов, дальше была Польша, а потом Вентспилс и Рига, — перечисляет девочка. — 14 августа мне исполнится восемь лет, и я пойду в третий класс».
Больше всего в фильме исполнительнице роли Нади понравилось, что она сама в нем снимается и что это история про Украину и про победу Украины, хотя в реальной жизни победа эта еще впереди: «Все-таки где-то Украина все время побеждает».
Жена режиссера Николь Снитивкер рассказала, что на премьере было много эмоций:
«Это очень тревожная ситуация. Муж много работал над этим фильмом, мы долгое время не виделись, и
ситуация, когда наша героиня рожает в подвале, мне очень близка, потому что мне бы пришлось рожать в подвале, останься мы в Украине, нашу дочь тоже оперировали бы в подвале. Поэтому я при просмотре расплакалась, ведь это так понятно и так тяжело».
По мнению Николь, фильм получился колоссальный и многим придется по сердцу, потому что он настолько правдив:
«Фильм дает надежду на будущее и помогает раскрыть глаза другим людям — тем, кто всему этому не верит. Снято много документальных фильмов, но именно художественные фильмы помогают это лучше прочувствовать и раскрывают глаза на всю ситуацию».
В числе первых зрителей был и украинский режиссер-документалист с 50-летним стажем Петро Олар — сейчас он живет и работает в Литве.
«Когда я услышал, что здесь будет фильм молодого режиссера, фильм об Украине «Надежда», я быстро выписался из реабилитационного центра после контузии и прилетел сюда, за 300 км, чтобы его увидеть, — рассказал он. —
Этот фильм врезается в память своими образами: телефон в руинах, телефон звонит, а человека больше нет. Этот образ можно внести в золотой фонд украинских военных фильмов».
По наблюдению опытного режиссера, включенные в картину кадры, снятые Кочаряном в Украине, когда он сам служил в ВСУ, не просто дополнили повествование, но придали ему документальной достоверности.
Фильм планируется показать на международных фестивалях, рассказала его продюсер Юлия Кабицына-Цабиер.
Как писал Rus.LSM.lv, съемки короткометражного фильма завершились в конце марта. Многие эпизоды отсняли на бывшей военной базе в Сигулде.