«Я понимаю, что могу быть полезен родному городу» — вернувшийся из Москвы даугавпилчанин

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Эдгар Малиньш – разносторонний деятель культуры – более 30 лет провел в Москве. Сейчас он вернулся в родной город, скоро его первая режиссерская премьера в Даугавпилсском театре, и мы разговариваем о возвращении, планах, идеях и развлечениях для детей и взрослых.

О предстоящей премьере Rus.LSM.lv писал тут.

- Вы начинали свой путь в народном театре Даугавпилса, которым руководил Владимир Дупак. Потом были Москва, школа-студия МХАТ, Большой театр…

- Руководителем народного театра была Вера Храмникова, а Володя Дупак возглавлял им же созданную школу-студию. Считаю его своим первым учителем.

Большой театр не был, он есть. Спектакль идет два раза в сезон – весной и осенью, я занят там как драматический актер. Речь идет об опере «Русалка» Дворжака – это проект, в котором участвуют оперные певцы и драматические артисты – мы там без слов. Сцена поделена как бы на два этажа: верхний – классическая опера, костюмы, все дела; нижний – современный человеческий мир. И Русалка в этом современном мире лежит в коме. Alter ego Водяного в человеческом мире – обычный человек, как в программке написано – «папа невесты», ведь Русалка в людском мире – невеста. Я и есть папа, почти всё третье действие нахожусь на сцене.

Есть замечательный материал по этому спектаклю.

Это уникальный опыт. Пока что спектакль снят с репертуара, так как его режиссер - Тимофей Кулябин, скандально известный после «Тангейзера».

Мне очень дорога эта роль – волшебная музыка Дворжака, оригинальный сюжет Андерсена, режиссура Кулябина! Я очень надеюсь, что когда-нибудь эта опера в постановке Большого театра доедет до Чехии. Когда-нибудь и дальше – много многоточий… Не будем об этом сейчас говорить…

- Эдгар, вы окончательно вернулись в Даугавпилс?

- Никогда не говори никогда. Городов в мире много. Я здесь родился, вырос, волей случая оказался запертым на год из-за пандемии – приехал в Даугавпилс по определенным делам и не успел вернуться – Россия закрыла границы из-за ковида. Я заново полюбил этот город – он всегда был мне дорог, но большую часть жизни – 32 года – я прожил в Москве. Я понимаю, что могу быть полезен родному городу, мне есть, что передать – у меня огромный багаж знаний, которым я готов делиться. И я вовсе не собираюсь в Даугавпилсе доживать свой век.

- Вы открыли своеобразный кукольный театр. Можно об этом подробнее?

- В прошлом году абсолютно случайно пришла в голову мысль создать детское представление. Мне не хотелось впадать в банальность, и мы придумали такое кукольное представление, в котором рассказываем детям, их родителям, бабушкам и дедушкам о том, что такое кукольный театр. Показываем, что они могут кое-что и дома сделать, сами устроить свой домашний театр.

Вникая в тему, я понял – кукольный театр не просто искусство, это еще и детская психотерапия. Существует лечебный кукольный театр, попробую в двух словах объяснить.

Представьте такую ситуацию: маленький ребенок боится засыпать в темноте, ему кажется, что за шторой живет какой-нибудь бабайка. Ну, приходят взрослые, включают свет, утешают ребенка. Гасят свет, уходят, а ему снова страшно, он снова плачет. И так изо дня в день. Можно поступить по-другому. Ребенок надевает на руку куклу-маму, вместе с настоящей мамой включает свет, отодвигает штору, видит, что никакого бабайки нет, выключает свет. Он не боится, это всё «мама» делает.

- И ребенку интересно…

- Да, и интересно. Выключил свет, спокойно пошел спать. Это и есть лечебный кукольный театр.

Мы делали спектакли на русском языке, теперь в планах – и на латышском, и на латгальском, и билингвальные спектакли. Сейчас мы, к сожалению, на паузе – то помещение, где играли, зимой использовать нельзя, холодно там. И я арендовал у самоуправления другое помещение, в нем нужен ремонт, нужно крышу чинить. Очень надеюсь, что к маю-июню всё завершим и начнем полноценные кукольные представления. Они уникальны: вначале спектакль, затем – мастер-класс с детьми по изготовлению кукол, родители, конечно, могут помогать, и в конце уже этими сделанными своими руками куклами мы разыгрываем с детьми еще одну сказку. Такой вот камерный Даугавпилсский кукольный театр – мест на 30, не больше. И сейчас мы обсуждаем сотрудничество в этом направлении с Даугавпилсским театром.

Вообще кукольный театр стал продолжением проекта: мы в этой АРКЕ два с половиной года назад устраивали разные выставки, проводили другие творческие мероприятия. Там есть арка, да; и я придумал такую латышско-английскую аббревиатуру ARKA: Audzināšana – Relax – Komunikācija – Art. Тут каждое слово наполнено смыслом. Мы это помещение оставлять не собираемся – на Праздник города, Праздник улицы Ригас будем что-нибудь проводить. Очень хорошее пространство.

- Знаю о вашем знакомстве с историком моды Александром Васильевым. Была ведь идея открыть в Даугавпилсе музей моды, даже есть юридическая структура Latgales Aleksandra Vasiljeva asociacija. Как продвигаются дела?

- Пока никак не продвигаются. Эта идея банально упирается в деньги – открыть такой музей – от шести миллионов евро, никак не меньше. Мы очень маленькими шажочками идем в этом направлении, проект очень долгий. В данный момент есть идея проводить вечера с Александром – светские рауты человек на сто с лекцией Васильева, показом одежды, фуршетом и непосредственным общением. Тоже недешевое удовольствие – билеты будут стоить далеко за сто евро.

- Понятно. Для богатых…

- Да, для богатых. Они тоже люди (смеется). Интерес к таким мероприятиям проявляют и рижане, и из Вильнюса хотят приехать. Александр постоянно набирает группы и ездит по миру. Недавно был в Стамбуле, в Каире – показывает, рассказывает. Вот в таком ключе можно попробовать сделать что-то у нас – с хорошей музыкальной программой, хорошими напитками и закусками.

- Чего, по вашему мнению, остро не хватает культурной жизни Даугавпилса? Представьте, что у вас есть волшебная палочка, и вы всё можете…

- Денег не хватает, всё остальное есть. Люди, которые занимаются творчеством, есть. Есть молодое поколение музыкантов; художники в Даугавпилсе были всегда, и то, что делает сейчас Марис Чачка (руководитель Арт-центра имени Марка Ротко – Rus.LSM.lv), очень интересно.

Может быть, не всегда есть желание заниматься культурой, но это как раз из-за нехватки денег.

- У вас есть конкретные идеи и предложения?

- Огромное количество. Например, пивной фестиваль. И не на один день, а на неделю. Тут и сыровары, и мясоделы, и те, кто квас варит. У меня есть опыт, я разрабатывал такой проект. Там был отдельный детский городок, отдельный спортивный городок, отдельный музыкальный и т. д. Это недельный фестиваль для лета, когда в Даугавпилс съезжаются все те, кто уехал на заработки в другие страны. В августе Даугавпилс полон, он дышит полной грудью, заняться же нечем, некуда пойти. И такой фестиваль приносит деньги – пусть его посетит тысяча человек, и каждый истратит 100 евро – это сто тысяч в бюджет города. Простейшая математика.

Я считаю, что Даугавпилс вполне мог бы стать региональной столицей выставок, фестивалей и прочее, прочее. Надо думать о таких проектах, которые помогут городу зарабатывать.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное