«Нежные колебания» — уже классика латвийского искусства. Так назывался по сути перформанс, созданный в 1990 (!) году тогда молодыми художниками, недавними выпускниками Академии, чьи имена перечислены выше. Плюс — Айя Зариня — в нынешнем проекте она участвовать, по словам Сандры Крастини, отказалась. «Нежно колебались» в течение месяца в выставочном зале «Латвия» (весьма символично всё это. — Прим. Rus.LSM.lv) — создавали работы на глазах у всех желающих; когда закончили — открыли выставку и в тот же день вечером закрыли. Время было особенное — страна обретала независимость, маятник раскачивался и колебался.
«Личностная тревожность совместно с осознанной свободой действия была важной творческой темой во время восстановления государственной независимости», — пишет о тех временах С. Крастиня, куратор нынешней выставки и автор вступительной заметки в каталоге — очень хорошем, напоминающем и о проекте 1990 года.
Крастиня говорит, что тот бренд постоянно вспоминался на последовавших персональных выставках всех участников, при этом «Нежные колебания» стали кульминацией творческого союза и одновременно финальным аккордом. Но в 2002 году появились «Нежные колебания-2», а спустя еще 20 лет — «Колебания».
«Такое вот тестирование дружбы», — подчеркивает куратор и продолжает: «Идет 2023 год, и те, кто правит Россией, объявляя себя наследниками советской империи, используют власть и войну, чтобы в слепом одурманивании реанимировать призраки советской идеологии. Мое поколение не забыло, как жилось в объятиях тоталитарной власти.
Должно ли искусство молчать, когда «говорит» оружие? Уже в 1990-м звучали сомнения — стоит ли рисовать во времена столь фундаментальных изменений? Нерв социально-политических потрясений продолжает влиять на творчество. Команда «Колебаний» всегда реагировала на текущие события — так было тогда, во время национального пробуждения, и так остается сегодня. Запертые в стерильной среде или безвоздушном пространстве, мы утратили бы свое ключевое и определяющее качество — творческую отзывчивость и способность находить соответствующие символы и образы непосредственно в своем личном жизненном опыте и убеждениях. Общей нитью выставки является созвучность художественных исканий пяти творцов с актуальными проблемами сегодняшнего дня.
Только вот куда в течение всех этих лет подевалась нежность»?
И напоследок — о случайных и знаковых совпадениях.
Янис Митревиц среди прочих выставил две работы — «Война-1» и «Война-2», обе созданы в этом году. «Я 20 последних лет активно не занимался живописью, занимался организаторской работой. Мои пальцы забыли кисть — готов сравнить себя с пианистом, который долго не играл. Как раз накануне войны я задумался — что делать дальше. И тут — война. Неразбериха и переоценка ценностей. Я пережил операцию, и моя личная боль оказалась в контексте мировой боли», — поделился с Rus.LSM.lv художник.
На его полотнах — части человеческих тел.
Поднимаешься на второй этаж, видишь выставку украинских художников «Как я попал в бомбоубежище»: там разбросаны керамические людские конечности — работа молодой художницы Kinder Album из Львова.
«Как чудно жить. Как плохо мы живем».
Открыто до 21 августа.