Додд, всякий раз приезжая в Даугавпилс, не устает говорить о своей любви к городу. Он был на открытии Центра Ротко в 2013 году в качестве журналиста ВВС, весной 2019-го участвовал в выставке Джиллиан Эйрс «Я вижу природу как цвет», в 2020-м курировал ретроспективную экспозицию китайского абстракциониста Сяо Циня «В моем начале мой конец», а в 2022-м показывал Даугавпилсу другого китайца – Кан Хайтао, его выставку «Ночь нежна». И вот – новая встреча.
«Иногда мы влюбляемся в какие-то места, вот и я влюбился в этот приграничный город. Даугавпилс – город корней и перемен. И то, что случилось с родившимся здесь Ротко, глубоко символично: его еврейское имя трансформировалось в американское (настоящее имя Марка Ротко – Маркус Роткович – Rus.LSM.lv). Даугавпилс и Ротко – знаки возможностей, ведущих к переменам», - сказал Филип Додд на пресс-конференции и повел всех в сектор А, где выставка Хойленда (1934 – 2011) разместилась рядом с залом оригиналов Марка Ротко.
В Даугавпилсе выставлено 20 работ известного британского абстракциониста – с 60-х годов прошлого века до 2011 года: картина «Синий огонь» завершена в январе 2011-го – за полгода до смерти художника.
«Название экспозиции «Двери восприятия» заимствовано из великой поэмы «Бракосочетание рая и ада» английского поэта и художника Уильяма Блейка», - рассказывает куратор и цитирует Блейка: «Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть – бесконечным. Ибо человек запер себя настолько, что видит все лишь через узкие щели своей пещеры».
Додд подчеркнул, что выставка Хойленда задумана им как своеобразное дополнение к творчеству Ротко: «Хойленд – очень неспокойный художник, он как будто спорит с Ротко и не только, он спорит с такими европейскими мастерами, как Матисс и Миро. В библиотеке Хойленда находилось много книг по философии, в том числе и восточной. Его интересовали китайская и японская поэзия и живопись, неслучайно он пришел в 90-ые годы к каллиграфичности и развертыванию геометрических фигур – это восходит к восточной космологии.
К сожалению, мы сейчас из-за сложной политической ситуации заново строим стены, которые когда-то не без труда разрушили. Но творчество и Ротко, и Хойленда ярко показывает – жить можно и нужно без этих стен, впитывая разные опыты и тенденции».
От себя Rus.LSM.lv скромно добавит – картины Хойленда очень мощные. По силе воздействия (совершенно не касаясь истоков, влияний и школ) можно сравнить с невероятной выставкой «Неназванное… Неуловимое» испанского художника Хосе Мануэля Сирии, которая была в Центре Ротко осенью 2015 года.