Внутри КГБ: орган двойного подчинения

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

«Есть некоторая неясность в этом отношении для граждан, которые полагают, что КГБ — это государство в государстве, а есть еще Коммунистическая партия, которая говорит какие-то важные идеологические слова. Но она Коммунистическая партия, она руководит республикой», — рассказал в интервью Lsm.lv историк и диссидент Никита Петров. В беседе с журналистами он подробно описал структуру отношений Комитета госбезопасности и Коммунистической партии. Этот фрагмент — о роли КПСС в решениях КГБ.

«КГБ — это орган двойного подчинения, потому что председатель КГБ Латвии назначается председателем КГБ СССР. Соответственно, многие думали, что КГБ более или менее в текущей работе автономен. Это не так. В действительности, партийный контроль над органами государственной безопасности — это краеугольный камень коммунистической системы СССР. И мы прекрасно знаем из документов, из нормативных актов о том, что было положение о КГБ 1959 года, где было четко сказано, что КГБ являются политическими органами КПСС. И на местах то же самое.

И представим себе ситуацию, что возникла необходимость назначить нового председателя КГЮ Латвии. На этом примере сразу понятно, как это происходит. Безусловно, его кандидатура согласовывается с Москвой. Сначала решение о том, что будет назначен именно этот человек председателем КГБ, принимает Политбюро. Потому что должности председателя КГБ союзных республик — это номенклатура бюро ЦК КПСС. Решение Политбюро принимается, только после этого идет назначение приказом КГБ, а после этого выходит указ президиума Верховного Совета Латвийской СССР о том, что председателем КГБ назначен такой-то. И этот указ уже публикуется в газетах. Все предыдущее покрыто тайной — и сама деятельность КГБ, и деятельность партии по предрешению кадровых назначений в КГБ — это все скрыто от общественности, поэтому многим казалось, что это государственный пост, при чем тут партия. Нет, на самом деле партия определяла кадровую политику КГБ, партия определяла и репрессивную линию КГБ. Все важнейшие информационные документы КГБ Латвии о том, что происходит в республике, положение в республике — все они шли как информационный материал в ЦК Компартии Латвии.

А аресты, которые проводил КГБ по политической линии... согласовывались не только с местным руководством, но и с Москвой. Сначала эти аресты предрешала Москва, а потом с ними соглашалось местное руководство. Это видно на примере документов КГБ. Когда они писали первом секретарю ЦК Компартии Латвии о том, что собираются кого-то арестовать и предъявить обвинения по статье антисоветской агитации и пропаганды, они обязательно указывали в конце «С пятым управлением КГБ СССР согласовано». И тогда местное руководство, конечно же, вынуждено было соглашаться. Но это вовсе не значит, что оно не несет никакой ответственности за эти аресты, потому что общая линия диктовалась местными партийными органами. И что бы ни говорили отставные местные партийные руководители, что КГБ их только информировало — ничего подобного! Там была парторганизация, через которую они руководили органами КГБ Латвии»

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное