Свидетели Баррикад: горящий микроавтобус «Латвия» на Вецмилгравском мосту

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Баррикады 1991 года считаются кульминацией национального пробуждения Латвии и движения к восстановлению государственности. Журналисты Latvijas Radio выбрали 10 предметов, ставших свидетелями этого поворотного периода. Седьмой рассказ — о сгоревшем микроавтобусе «Латвия».

ПРОЕКТ

Всего через полтора года после Балтийского пути люди объединились ради еще одной масштабной кампании ненасильственного сопротивления: около 50 тысяч человек в Риге, Лиепае, Кулдиге и Улброке более недели — с бетонными блоками, колючей проволокой и без оружия — добровольно охраняли самые стратегически важные объекты восстановленной Латвии. У каждого из них своя история Баррикад. Вспоминая эти события, Lsm.lv предлагает взглянуть на баррикады с необычного ракурса — через призму десяти предметов, которые со времен баррикад до сих пор хранятся в ящиках, подвалах и гаражах их владельцев, или переданы в коллекцию Музея баррикад 1991 года. Эти объекты рассказывают десять очень личных и субъективных историй, которые вместе образуют большую и яркую мозаику.

Серого микроавтобуса «Латвия», который 16 января 1991 года попал под обстрел ОМОНа на Вецмилгравском мосту, больше нет — он полностью сгорел. Но в Музее баррикад есть копия с пулевыми отверстиями в корпусе.

«Мы с коллегой, Александром Вабишевичем, тоже депутатом, и Зигурдом Граудиньшем на его жигулях ехали из Яунциемса, контролировали ситуацию на улицах, у нас были контрольно-пропускные пункты, на которые передавалась информация о том, не перемещались ли бронетранспортеры или танки со стороны Яунциема гатве», — вспоминает член правления Музея Баррикад Эдвин Эжмалис. Он который во время Атмоды был депутатом самоуправления Зиемельского района Риги и собственными глазами видел горящую машину.

Вецмилгравский мост был стратегически важным участком, потому что в Вецмилгрависе находилась база ОМОНа, и с моста их передвижения были хорошо видны. Омоновцы хотели разогнать сидевших у костра.

Первый обстрел произошел уже 14 января, а два дня спустя на Вецмилгравском мосту погиб шофер Министерства сообщения Роберт Мурниекс — он стал первой жертвой баррикад. Сегодня в память о нем у моста воздвигнут белый крест.

Эжмалис вспоминает, что сгоревший микроавтобус мангальсальского колхоза Auda ехал прямо за автомобилем, которым управлял Мурниекс, и только по счастливой случайности его пассажиры не пострадали. «Когда мы приехали, «Латвия» еще горела. Поговорили с водителем, все были взволнованы. В автобусе было несколько попутчиков — семья Тетиньшей с детьми и еще какая-то женщина. Насколько помню, еще «Панорама» показывала, что у одной из пассажирок пули пролетели сквозь волосы. Бог стоял рядом. Рядом с водителем была куртка, и она была прошита автоматной очередью», — рассказывает очевидец.

Автоматные очереди омоновцев изрешетили несколько находившиеся на мосту машин. Один из микроавтобусов позже отбуксировали к Совету Министров; в архиве музея хранятся фотографии, где расстрелянный автомобиль без окон виден у подножия памятника Ленину. «Вообще все эти машины на мосту были приведены в нерабочее состояние. Когда закончились Баррикады, мы с автотранспортным подразделением с помощью автокранов стаскивали эти машины с моста», — вспоминает Эжмалис.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное