#LV99плюс Задвинье огородили забором

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).

Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта  #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.

Случилось в Риге повстречать* старого друга Юминьша — коммерсанта, можно даже выразиться, спекулянта. Я его не видал пару месяцев. Спросил, как дела, на что Юминьш ответил: пока и не понять, хорошо или плохо. Германцы теперь спешат возвести забор вокруг Риги. Такая ограда — с проведенным к ней электричеством — уже какое-то время окружает город с востока. В последние же дни германцы стремительно построили забор вокруг всего Задвинья.

Ко мне как пассажиру поезда вопрос забора особого касательства не имеет, но на каждодневную работу Юминьша влияет. Ему ранее никто не мешал по знакомым тропкам ввозить и вывозить из города товары. Но теперь эти дорожки закрыты, в Ригу через Задвинье можно въехать только в двух местах — через ворота на Митавской и Бауской улицах. Есть и пара других дорог, но они предназначены только для нужд армии.

Каждого, кто ступает на любую из прочих дорожек, накажут штрафом — до 500 марок. Повредивших забор ждет еще более грозная кара — до 5 тысяч марок штрафа и 5 лет тюремного заключения. Любому, кто не способен будет отдать полную сумму, за каждые неоплаченные 50 марок придется провести лишний день в тюрьме. Но и это не все: если не удастся отыскать виновного, испортившего забор, рублем накажут всех местных жителей, предполагая, что против порядка дерзнул выступить один из них.

Так уж повелось у германцев: наказания суровы. А что Юминьш пока понять не может — выгодно ли ему подобное положение дел. С одной стороны, сложнее незаметно нечто ввезти и вывезти, больше средств он вынужден тратить на «подарки». Но с другой, определенные товары стали еще дороже, и люди с серьезными связями теперь способны будут заработать сказочные суммы, ввозя меньше и продавая дороже.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Юминьш поведал мне все это без стеснения. Меня сбило с толку, что столь откровенно в подобные вещи посвящает вроде бы порядочный человек. Война и правда перевернула все с ног на голову: еще пять лет назад я, заслышав подобные разговоры, сразу бы покинул место обсуждения, а с самим говорившим никаких сношений впредь не имел. Но теперь Юминьшу хочется даже сопереживать. На фоне ужасов войны, где брат брата рвет на куски, как дикий зверь — и все это с позволения закона — подобное мелкое плутовство кажется чем-то очень человеческим.

(* 1918 год, 18 марта. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще