#LV99плюс В Риге открылся новый художественный салон

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет и 2 месяца назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Уже достаточно давно латышская интеллигенция сетует на неспособность поместить на подобающее место наших создателей высокого искусства. Да, у нас взлелеяна народная культура, но художникам, дерзнувшим идти в направлении современного искусства Европы, трудно было добиться благосклонности латышских обывателей.

Хотя все больше латышей получали образование в сфере искусства и уезжали в европейские центры, общество еще не созрело, чтобы это в полной мере оценить.

Таким художникам, как Янис Розенталс, Петерис Крастиньш, Янис Яунсудрабиньш и прочим, было легче завоевать признание у германцев, чем у латышей.

Такое положение дел казалось пренеприятнейшим книгоиздателям Петерису Саулитису и Янису Мелдерису. Поэтому они взялись за дело, и в 1910 году при своем книжном магазине устроили художественный салон Саулитиса-Мелдериса.

Наконец-то появилось место, где свои работы могли свободно выставлять самые маститые латышские авторы.

Помню, как тогда, совсем молоденькой девушкой, с огромным интересом отправилась посмотреть на новый художественный салон. Радостно было видеть, что наши собственные художники и скульпторы ничуть не отстают от известнейших мастеров Европы. При этом Мелдерис и и Саулитис шли на многое, чтобы сделать латышское искусство более демократичным и доступным народу.

Любому ценителю живописи по карману были репродукции лучших полотен, но самые состоятельные могли приобрести весьма ценные с художественной точки зрения комплекты посуды.

Нам всем тогда казалось, что пришел час расцвета латышского искусства. Но разразилась война, и, конечно, для художественного салона не осталось в Риге места. Все эти трудные годы никто и не помышлял об искусстве.

Поэтому, учитывая все обстоятельства, мне было очень приятно узнать, что в Риге вновь есть художественный салон, посвященный латышскому высокому искусству.

Он появился при книжном магазине в доме 20 по Дерптской улице. Я туда уже зашла, и с подлинным интересом взглянула на работы Ансиса Цирулиса, Екаба Казакса, Яниса Лиепиньша и Яниса Скане. Некоторые полотна весьма смелые и оригинальные.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Не радовать это не может. При том, цена картин, учитывая военное время, весьма доступна. Хотя рабочий себе их все же позволить не способен, представитель бедной интеллигенции мог бы собрать необходимую сумму.

(* 1918 год, 28 июля. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще