#LV99плюс В Риге искореняют социальных паразитов

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Сегодня* в лавке, куда я отправилась за хлебом, меня ждал пренеприятнейший сюрприз: талон на хлеб забрали, объявив, что теперь нужна новая регистрационная карточка. Я в недоумении спросила, зачем, на что получила резкий ответ — мол, потребно выяснить мою классовую принадлежность. Продукты отныне делят так: честным рабочим — больше, завистливым буржуям — крохи. Я, мол, должна заполнить свою карточку и отнести в фабричный комитет, профсоюз или на биржу труда.

Я, растерявшись, поинтересовалась: как же быть, если я к подобным учреждениям не имею отношения? Продавец ответил, что, значит, надо нести туда, где приписан муж. Я пояснила, что и супруга у меня нет. «Так чем же ты, товарищ, занимаешься? Неужто служанка?»

Я ответила, что не служанка, и сейчас не работаю. Но как же я могу не работать?! Вопрос совершенно меня огорошил. Видя, что я замялась, стоящий рядом мужчина — судя по всему, из политического управления — с усмешкой спросил: «А не на родительские ли деньжата живешь? Раз так, товарищи, у нас тут социальный паразит обнаружился. Пока честные рабочие проливают пот и кровь на фронте и фабриках, мамзель почитывает порнографические листки, колокольчиком подзывая служанку налить чаю».

Взгляды всей толпы обратились на меня. Я вспыхнула, выбежала из лавки и поспешила домой. Весь день теперь думаю о произошедшем. Сперва ходила по дому в ярости: я всю жизнь боролась за права рабочих! Вела политическую агитацию, поддерживала высокий моральный дух!

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Но, остыв и задумавшись, я поняла: политический из лавки был прав. Хоть я и борюсь за рабочих, я никогда за их труд не бралась. Да и теперь не могу отказаться от буржуазного комфорта, данного родителями.

Я и правда социальный паразит. Надо идти работать!

(* 1919 год, 5 февраля. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное