#LV99плюс В Айзпуте поют «Стражу на Рейне»

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).

Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.

Опять я застряла в проклятом Газенпоте. Ненавижу эту дыру! Вместо того, чтобы праздновать Рождество с семьей, мне приходится одной тут торчать.

Вчера* поезд опоздал, и я сюда въехала уже сильно после наступления темноты. Тех, кто мог бы отвезти меня в Голдинген, уже никого не было. Ни единого возницы. Единственная компания здесь — пара солдат и железнодорожники. Остальной город почти пуст.

Солдаты поставили небольшую рождественскую елочку, и меня пригласили присоединиться. Рождественский вечер я так и провела с этими чужими людьми.

Для них для всех Курляндия — чужбина с противным климатом и вдали от дома.

Оптимизм в их среде единственно держится на надежде на скорую победу в войне. Один из солдат, из Рейнланда, сказал, что ждет не дождется перевода на Западный фронт. Его восторженный рассказ быстро перешел в песню — Die Wacht am Rhein, «Стража на Рейне». С первой же строчки — Es braust ein Ruf wie Donnerhall — все солдаты запели хором: «Призыв — как громовой раскат...»

Никто из нас здесь быть не хочет. В этом угрюмом, Богом забытом месте. Хоть меня от дома и меньше дня езды отделяет, я сейчас себя чувствую так же далеко от него, как и этот солдатик с Рейна.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Сегодня я тоже никуда не попаду. В лучшем случае я могу надеяться, что утром найдется какая-нибудь повозка, что в Голдинген поедет. Если вчера еще был вечер у елочки, то сегодня солдаты или несут службу, или отдыхают. А я мерзну в этой плохо протопленной темной комнате, одна со своими горестями и раскаянием. Раскаянием в том, что вообще решилась свой дом и свою доченьку оставить.

(* 1917 год, 25 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное