#LV99плюс Цесис защищали школьники

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Вчера* достаточно было закинуть сумку на плечо: пара часов бодрым шагом — и я был бы дома. Мы со школьными друганами эту дорогу не раз топтали, окрестности знаю, как свои пять пальцев. Но — нет. Уйти домой я не смог. Вместо этого, как солдат, пошел, куда нужно — к станции Лоде.

Еще 4 дня назад все было лучше некуда. Вместе с другими мы собрались в немецкой прогимназии — нашей казарме. Я ужасно радовался, что не дома. Мама плохо приняла мое решение пойти добровольцем и только после долгих отцовских уговоров согласилась выпустить меня из дома.

Нам дали оружие, подсумки для патронов и нашивки. А форму — нет. Пестрая толпа школьников осматривала винтовки. Потом знакомство переросло в живую болтовню, которую прервал призыв строиться. Приказали «Шагом, марш!». Мы пошли встречать рекрутов из Валмиеры — приветствовали их народными песнями. Все были в приподнятом расположении духа.

У казарм — радостные речи и приветствия. Мы громко хохотали над словами какого-то офицера, мол, не надо бояться, что мы не обучены. Лучше всего стрелять научимся, паля сразу в цель — германских баронов.

Потом велели разойтись. Мы потратили это время, чтобы задружиться с валмиерскими. К вечеру в казармы пришли гимназистки, дарили нам белые розы. Все казалось красивой сказкой. Я уснул и во сне видел что-то хорошее...

Но нас подняли по тревоге, и с того момента все происходило ужасно быстро. По-прежнему как во сне, только вот проснуться и оказаться в своей постели уже нельзя.

Ночью мы пошли на позиции отбивать наступление немцев. Большинство из нас в жизни не стреляли. Все, что мы знали о войне — рассказы да газеты. Поэтому первые выстрелы нашей роты — по ошибке в воздух.

А с рассветом под пулями мы рыли себе окопы и оттуда пытались попасть по «баронам». Мою стрельбу прицельной не назовешь. Страх и тревога не давали тщательно выбрать цель. Вместо этого я просто палил по противнику до последнего патрона. Потом прятался в собственноручно вырытой яме. Далеко до героя...

Раздался крик боли. И еще один. Я понимал только, что время от времени германские пули попадали в цель. Но видеть — я не видел. Только звуки слышал.

Потом приказали отступить. Мы бежали до кладбища. Там можно было из обоза пополнить боеприпасы. Я занял оборонительную позицию и, когда все начали стрелять, подключился. Пулял примерно в нужном направлении. Недалеко — гром пушек пришедшего в Цесис эстонского бронепоезда. Мне на минуту показалось, что к нам пришло подкрепление и, может быть, мы отобьем атаку. Пока пушечные выстрелы с поезда не затихли...

И опять приказ — отступать. Мы бежали сквозь Цесис. Рядом свистели пули немцев. Во всяком случае, кажется, что свистели — и что по нам стреляли. Сложно было понять, что на самом деле, а что мерещится. Все смешалось. Главное — не потерять оружие, главное — не остаться одному.

Но я остался один. В какой-то момент выстрелы испугали меня так, что я спрыгнул с дороги. Ломился через лес, пока не уперся в Гаую. Никто меня не догонял. Я решил перевести дух и подумать, что делать дальше. Вариантов было два. Я мог бросить оружие, подсумок и нашивки тут же в лесу — и идти домой. Без всех этих военных штучек я выглядел обычным школьником. Или я мог идти против течения. Прочь от немцев, надеясь найти своих.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Первая дорожка казалось соблазнительной, но — неправильной. Я собрался и заставил себя идти вдоль Гауи в сторону Валмиеры. Ночь провел в лесу. Все следующее утро пробирался сквозь чащу. После полудня у Миегупите, пока искал место, где пересечь реку, увидел какого-то хуторянина. Спросил, где немцы. Тот ответил, что никаких германцев тут нет. Расспросив мужика, я понял, что могу смело идти по Валмиерскому шоссе. Наконец-то нормальная дорога. Но далеко я не ушел. Навстречу выехали два конника, которые устроили настоящий допрос. Выслушав историю, они меня оборжали и сказали, чтоб шел обратно к поместью Лиепас. Моя рота там. Позавчера вечером я наконец-то добрался до станции. Меня зачислили обратно в подразделение. Дали немного поспать, а вчера и сегодня я переводил дух и собирался с мыслями. Но за дорогу домой придется повоевать...

(* 1919 год, 9 июня. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное