#LV99плюс Среди латышей опять раскол — из-за Германии

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Отец погружен в глубокие раздумья о том, как следует действовать наиболее активным латышским политикам. Насколько можно понять, в латышских общественных кругах сейчас* никакого согласия относительно того, как относиться к Германии, достичь невозможно. Споры настолько яростные, даже отделения Крестьянского союза не могут прийти к единомыслию.

Среди латышей возникли две группы — активисты и пассивисты. Активисты, как можно понять уже из названия, считают, что латышам следует активно сотрудничать с Германией. Они убеждены, что Германия вскоре одержит победу в войне. Потому, мол,

надо сотрудничать сейчас, чтобы улучшить позиции латышей в послевоенном новом Балтийском государстве.

Пассивисты, напротив, выступают за пребывание в пассивной оппозиции к новой власти. Они считают, что,

везде, где такое возможно, не следует сотрудничать с германцами в реализации каких бы то ни было планов на будущее.

Причины, по которым пассивисты против сотрудничества, ясны. Во-первых, Брест-Литовский договор очень уж неприятен: отделил Латгалию от остальной Латвии, и для латышского народа это большая трагедия. Во-вторых, многим германцы совсем не нравятся, и они с большим подозрением относятся и к работе органов власти, и к деятельности местных балтийских немцев.

Есть еще и небольшая часть таких, кто до сих пор сохраняет верность России

и считает, что большевики совершенно не имели права заключать мирный договор. Лоялисты сотрудничество с германцами называют предательством.

Обе стороны друг друга ругательски ругают. Активисты называют пассивистов дураками, подрывающими будущее латышского народа в послевоенной Европе. Если латыши сами не включатся в создание нового государства, уж остзейцы-то так не поступят, и устроят все по своему вкусу.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Пассивисты возражают, что германцы, мол, хитрят, а латыши им безразличны. Да и вовсе неясно, победит ли вообще Германия.

Если Германия войну проиграет, выйдет по-дурацки, что латыши с таким рвением с ней сотрудничали.

Отцу не нравится, что среди латышей опять свара. Он говорит, что лучше всего придти к ясной общей позиции. Тогда можно пробовать добиться самого для латышей необходимого. А так, как сейчас, выходит ни то, ни сё.

(* 1918 год, 10 мая. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное