ПЕРСОНАЖ
Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).
Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.
Пренеприятнейшее происшествие произошло со мной сегодня* в одной из городских лавок. Я выбрал продуктов на 6 острублей и протянул 25-рублевую купюру торговцу. Он ее придирчиво изучил и, рассвирепев, закричал, что та поддельная, после чего вырезал крупную дыру посреди банкноты, сделав ее ни на что более не годной.
Придя в себя от ошеломления, я возмутился: как торговец может знать, что билет поддельный, и даже если это действительно так, необходимо вызвать полицию. Мой протест еще более рассердил лавочника: он принялся кричать, чтобы я убирался и не задерживал очередь. Все дальнейшие мои попытки что-либо выяснить остались тщетными, посему я вынужден был удалиться — и без продуктов, и без денег.
Положение мое еще сильнее осложнялось тем, что больше ни копейки я с собой не взял. Непростая задача: карманы пусты, но необходимо каким-то образом сесть в поезд домой. Я брел в сторону вокзала и размышлял, что предпринять. Дело выглядело безнадежным: ни один кассир не пожелает продать мне билет в кредит, а просить деньги у прохожих — ниже моего достоинства.
Из сложной ситуации меня выручил знакомый, герр Хан. Он направлялся в Митаву и охотно ссудил мне на билет. Я поведал историю своих злоключений. Герр Хан ответил, что и ему приходилось сталкиваться с фальшивыми купюрами — их в последнее время особенно много, поскольку подделать временную валюту ничего не стоит.
ПРОЕКТ
#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.
Но поведение лавочника в высшей степени неприемлемо. Впрочем, герр Хан и сам наблюдал, как торговец уничтожал банкноты, хотя у простого продавца нет ни требуемых знаний, чтобы опознать фальшивку, ни полномочий, дабы самостоятельно обратить в прах поддельные деньги.
(* 1918 год, 11 июля. Запись в дневнике.)