ПЕРСОНАЖ
Антонія Преде (Antonija Priede), 28 лет
Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.
Правительство Ниедры постепенно* раскрывает свои взгляды на будущее Латвии. В планах — в высшей мере реакционная политика.
В замышляемой Ниедрой Латвии власть сосредоточена в руках богачей — баронов, домовладельцев, предпринимателей и хуторян.
С 1 июля волости и города изберут народных представителей, или «предпарламент». Этот орган придет на смену Народному совету, который-де испортили партийные политики. В предпарламенте Ниедры треть — немцы, треть — остальные собственники, а оставшаяся часть — неимущие жители Латвии, в том числе безземельные и рабочие.
«Новая» система — это шаг назад к царским временам, лишь дадут чуть больше мест беднейшим классам.
Ниедра же своим достижением провозгласил мировую сделку между крупными землевладельцами, или немецкими баронами, и мелкими — латышскими хуторянами. Это же курам на смех! Когда ж между ними были настоящие споры! Скорее, оба класса беспрерывно занимались притеснением безземельных и рабочих.
И теперь Ниедра гордится, что в рядах угнетателей еще большее единодушие.
Бросить какую-то подачку безземельным Ниедра обещал (о рабочих, конечно, речь даже не идет): создадут, мол, земельный фонд, который поделит участки, не нужные помещикам. И это еще смешнее!
Давайте отдадим беднякам красивейшие болота Латвии!
ПРОЕКТ
#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.
Что и говорить, для социал-демократов и эсеров Ниедра — невыносимый тип. Неприязнь так велика, что левые силы ищут сотрудничества с Улманисом и его правительством. Приходится признать: уж сколь бы сомнительную политику Улманис ни вел, по сравнению с Ниедрой он кажется почти истинным социалистом.
(* 1919 год, 17 июня. Запись в дневнике.)