#LV99плюс На заводах Латвии — забастовки

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Германский гнет пал* — и рабочие распробовали вкус свобод.

Одна из них, недоступных при оккупантах, — свобода стачек.

Ныне каждый уважающий себя трудяга принялся бастовать. Почти на любой более-менее значительной еще работающей фабрике работа хоть на какое-то время приостанавливается из-за борьбы пролетариата.

Бастуют и железнодорожники, полная остановка сообщения и на важнейших линиях — не редкость.

Борьба рабочих проста: они требуют человеческого рабочего дня и зарплат. Фабриканты же, опасаясь революционеров, уступаюь.

Но уступки их, быть может, всего лишь временные:

ораторы и от латышских, и от германских обывателей выступают против бастующих в газетах, в ратуше и с трибуны Народного совета. Правительство пока воздерживается, но, учитывая его состав, жестких решений оно не приняло лишь из страха окончательно утратить поддержку социал-демократов и правых эсеров.

Вершатся, однако, тайные репрессии против устроителей стачек.

К примеру, полиция ворвалась на какое-то собрание Бунда, еврейской социалистической партии. Повод — организация забастовки. На назойливоть полиции сетовали также несколько эсеров и социал-демократов.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Если так пойдет и дальше, правительство рискует потерять не только поддержку партий эсеров и социал-демократов, но и всех рабочих как класс.

И тогда будет поздно заламывать руки и ужасаться, что в среде трудящихся укоренился большевизм.

(* 1918 год, 29 ноября. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное