#LV99плюс На Рижском взморье выбросило три мины

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).

Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта  #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.

Не так давно* я условился со своим другом N. о визите — что загляну на его прекрасную дачу в Нойe-Дуббельне**. Что может быть приятнее, чем насладиться вечерним чаем в тени сада и прогуляться вдоль моря?

Удалившись уже на некоторое расстояние от ж.д. станции Дуббельн***, я обратил внимание на страннейшее явление. Так, в части домов окна оказались выбитыми.

Я рассудил, что грабители, видимо, перешли всяческие границы. Однако чем ближе подходил я к дому своего приятеля, тем более встречалось пустых оконниц, а с некоторого момента стекол вовсе не было ни в одном.

Не обошло это престранное явление и цель моего путешествия — все стекла были выбиты и в собственности N. Я увидел его во дворе — сидящим в раздумьях. Он, заметив меня, сделался несколько смущенным, словно бы позабыл о нашей договоренности, и оттого приход мой доставил ему некое неудобство. Лишь через мгновение он преодолел свое замешательство, усадил меня за стол во дворе и сказал, что принесет какое-нибудь угощение.

Преодолев изначальную растерянность, я задал неизбежный вопрос о случившемся. Оказалось, что всему виной были три выброшенные на берег неделю назад российские морские мины. Опасные предметы, очевидно, не могли долго лежать на побережье. По этой ли или же какой-то иной причине, но вчера уничтожать их явились инженеры германской армии. Всем жителям Нойе-Дуббельна наказали держать окна открытыми, предупредив, что иначе стекла повыбивает. Однако взрыв вышел мощнее, чем полагали военные, а предписанные ими меры предосторожности — недостаточными. Теперь значительная часть домов в окрестностях стоит без окон.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Уже позднее, после долгой беседы за чаем, мы прогулялись до пляжа. Там в песке зияли три преизрядных ямы. Серьезно пострадал расположенный рядом Соколовский курзал: в его обращенной к морю стен образовались крупные бреши. N. только вздыхал и повторял, что, кажется, пора привыкать к подобному разрушению. Это определенно не последняя в море мина, которую волны в любой миг готовы доставить на берег.

(* 1918 год, 6 августа. Запись в дневнике.)

(** Neu Dubbeln (нем.) — совр. Яундубулты (лат.)

(*** Dubbeln (нем.) — совр. Дубулты (лат.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное