#LV99плюс Из тюрем выпустили политических заключенных

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Пару дней назад* я на улице повстречала Леона Паэгле. Сама едва в это поверила! После всего, что он сделал во времена Стучки, в новых обстоятельствах казалось, что пара лет в тюрьме будет самым мягким наказанием. Возможно, ему грозили даже расстрел или виселица...

Своим изумлением я поделилась с социал-демократом Зариньшем. Тот посоветовал не очень-то удивляться. Союзники наказали Временному правительству, что посаженных при Ниедре политических заключенных, если нет весомых доказательств, держать в заточении недопустимо. И в эти дни освободили множество виднейших большевиков. Часть уже подала прошения в государственные инстанции, откуда прежде была уволена — чтобы вновь поступить на работу.

При этом часть большевиков, как, например, комиссар юстиции Линде, все еще скрывается тут же в Риге. Линде, как и множество других большевистских подпольщиков, откупился от германцев взяткой. Деньги очень хорошо могли разжалобить обычно жестокое сердце солдат Железной дивизии.

С одной стороны, прекрасно, раз правительство Улманиса способно показать — оно понимает, что есть законный порядок и правовой процесс. Конечно, это и представить было бы нельзя без громких голосов социал-демократов в Народном совете, как и наказов союзников. Но все же — мы больше не томимся в удушье реакции.

С другой стороны, если подумать, кем же были несчастные, которых германцы на улицах Риги расстреляли в кровавые майские дни...

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Чем больше слушаю, тем больше кажется, что поплатились не большевистские подонки, для которых даже у меня не находится ни капли жалости, а активисты из рабочих, дворники, которых обвиняли в перераспределении квартир, запутавшиеся новобранцы, чиновники низшего ранга и даже просто случайные прохожие. И чем больше я об этом размышляю, тем сильнее мое отвращение.

(* 1919 год, 21 июля. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное