#LV99плюс Благотворители стучатся в дома рижан

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Я вчера* после обеда зачиталась, но от раздумий меня оторвал стук в дверь, очень меня озадачивший. Кто же пожелал ко мне заглянуть? За дверью стояли солидно одетые господин и дама. Они, кажется, чуть смутились, увидев меня.

«Могут ли господин и госпожа Преде уделить нам минуту для беседы?». Я осознала, что уже встречала обоих — это определенно знакомые родителей, и ответила, что, к сожалению, с четой Преде в данный момент поговорить нельзя, поскольку они на концерте.

Стоящая за дверью пара выразила сожаление и попросила передать, что приходили супруги Эрглис — касательно благотворительной акции, которую устроил Центральный комитет помощи.

Услышав фамилию, я поняла, что это Вольдемар Эрглис, папин дальний друг, до войны заработавший небольшое состояние, торгуя нефтью в Баку. Друг — потому что папа о нем много рассказывал, но далекий — я Эрглиса своими глазами видела всего пару раз.

Я спросила, могут ли они чуть подробнее описать, что это за филантропия. Г-жа Эрглис вкратце пояснила, что сегодня вечером комитет устраивает крупное мероприятие — его члены обходят дома рижских горожан и призывают жертвовать малоимущим.

Состоятельнейших жителей попросят открыть свои души и двери ради нуждающихся.

До возвращения родителей оставалось около часа, поэтому я предложила гостям скоротать ожидание за чашкой чая. Г-жа Эрглис вежливо отказалась, добавив, что сегодня им надобно обойти несколько домов, и напомнила, что комитет принимает пожертвования в любое время. Г-н Эрглис меж тем начал выказывать признаки нетерпения.

Хотя мне и не симпатично буржуазное меценатство — крошечный фиговый листочек, дабы прикрыть страдания бедняков

— я решила, что родители ни на что путное не тратят свои деньги, у нас и так всего довольно. Я поэтому обоих гостей попросила подождать. Г-н Эрглис начал было возражать, что у них действительно мало времени, но я решительным тоном вновь попросила: «Пожалуйста, погодите».

Я сбегала в родительскую спальню и из материного тайника с деньгами вынула небольшую стопку купюр — кажется, 50 или 60 рублей. Скомканные бумажки сунула великим опекунам нищих и сказала:

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

«Господа Преде все же пользуются шансом сделать свой вклад в благотворительную акцию. Хорошего вечера!».

И захлопнула дверь перед ошеломленной парой. Они определенно подумали, что я весьма завистливая прислуга.

(* 1918 год, 27 мая. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще