Из истории Лиепаи: от «квартирников» до старейшей в Балтии филармонии

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

В сентябре Лиепайский симфонический оркестр откроет 140-й сезон. У него богатая история, хоть формально название и изменилось за эти долгие годы. «С конца XIX века каждое лето в Либаве устраивались симфонические концерты для широкой публики. Но музыкальной истории города уже гораздо больше двухсот лет».

Доктор искусствоведения, научный сотрудник Курземского гуманитарного института Лиепайского университета Весма Левалде скрупулезно изучает историю музыкальной жизни Лиепаи, собирая информацию буквально по крупицам. Она подчеркивает: не только сам город веками был многонациональным, но и его музыкальная жизнь была разнообразной и богатой благодаря людям разных наций — «выпускникам» разных музыкальных школ.

«Первые спектакли в Либау проходили еще до получения прав города в 1625 году. Но об этом поговорим позже, когда решим заглянуть в историю театрального и оперного искусства в Лиепае. А сейчас речь об очень близкой сфере — музыкальной. Тем более, что и формально-календарный повод есть, ведь циклы летних симфонических концертов начинались в Либаве обычно в июле», — начала Весма Левалде рассказ о музыкальной истории города.

Летом 1783 года герцог Курляндии Петер фон Бирон привез в Либау свой придворный оркестр и балетную труппу. Горожанам представили 12 спектаклей, в том числе оперу и две оперетты. Было также немало концертов, в них принимали участие и местные музыканты — духовой оркестр Зеленой гвардии, одного из отрядов городского ополчения. Этот же оркестр давал тогда концерты духовной музыки в церкви Святой Троицы.

Шесть лет спустя в Либау был создан первый городской оркестр, Stadtkapelle. И в следующее десятилетие в нескольких местах города проходили концерты, ставились балетные и театральные постановки, оперетты и оперы. К концу века в городе был уже свой театр с оркестром, в нем играли местные музыканты. Точней, многие из них были приезжими из Польши и Германии, среди них были и немцы, и поляки, и евреи. Наверное, жизнь в Либаве была неплохой, потому что вскоре многие музыканты тут осели — приобрели дома и стали с полным правом называться местными. Например, польский музыкант Йоханн Херберлинг купил дом на нынешней Клайпедас 46, а немецкий музыкант и капельмейстер Копшталс поселился на теперешней Грауду 45.

Все они играли на духовых и струнных инструментах и состояли в Синей, Зеленой или Красной гвардиях, отрядах ополчения разных районов города. Синяя и Зеленая гвардия старше, они были созданы еще в XVII веке при герцоге Фридрихе Казимире. Музыканты были обязательной частью каждого отряда. И стиль игры у них наверняка отличался, ведь не просто так в обиходной речи горожан было выражение «музыка Зеленой гвардии», своеобразное обозначение жанра, потому что «зелёногвардейцы» играли на трубах и тимпанах.

В 1779 году знаменитый органных дел мастер Хайнрих Андреас Конциус завершил строительство органа на 38 регистров в церкви Святой Троицы. (Спустя век орган значительно перестроят и расширят до 131 регистра — Л. М.). И сразу же в церкви стали устраиваться регулярные концерты органной музыки. Получается, что это тоже одна из старых городских традиций.

В Либаве уже тогда в почете были «квартирники». Точней, домашние концерты. Зажиточные горожане в одной из комнат дома устанавливали подмостки для музыкантов, приглашали гостей и наслаждались музыкой.

Еще одно увлечение того времени — серенады. Их пели и играли на юбилеи, дни рождения и просто так. В газетах того времени то и дело встречаются объявления — мол, вы можете пригласить к себе хорошо подготовленный квартет, цена такая-то. Есть сведения, что некий музыкант Нахтигаль получил 4 рубля за исполнение серенады ранним утром, а другой музыкант — 12 рублей за шесть вечерних серенад. Серенадами называли не только песни, но и инструментальную музыку, струнную и духовую. Позже эту традицию — поздравлять своих родственников и знакомых музыкой — переняли и латыши.

Stadtkapelle тем временем устраивала концерты даже в портовых пакгаузах. Но те, конечно, не слишком подходили для публики. Потому было основано акционерное общество и в 1802 году началось строительство театрального здания на углу Кунгу и Малкас.

В 1841 году, когда строили тракт Либава-Гробин (Гробиня) и проводили мелиорацию, Управа обратила внимание на ольшаники вдоль дороги. Сейчас это парк Райниса. А тогда городские власти справедливо решили, что там можно сделать прекрасный променад и место отдыха. Разбили Городской парк и построили Шоссейный павильон — как раз на том месте, где сейчас 5-я средняя школа. Павильон — одноэтажное деревянное здание с колоннадой — был задуман как место для танцев, концертов, карнавалов и других общественных увеселений. Летний сезон длился с середины мая до конца сентября, Stadtkapelle давали там до пяти концертов в неделю, за сезон — по 70 и больше. Из одного документа следует, что за 70 концертов сезона Stadtkapelle получила 700 рублей. В оркестре было 11 музыкантов: две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, труба, тромбон и две валторны. Концерты длились с шести до десяти вечера, по воскресеньям на час дольше. В программе были симфонии, увертюры, попурри.

Осенью и зимой концертов становилось меньше, они уступали место танцам, маскарадам, карнавалам. Были тут иллюминации, фокусники и другие увеселения. Но не только они — в 1885 году именно в этом павильоне прошла первая Либавская промышленная выставка.

Зимой концерты проводились в театре и в Ратуше на улице Лиела. А в 1875-м построили Кургауз. В здании авторства Паула Макса Берчи был концертной зал на 500 мест, где вначале играла Stadtkapelle, позже устраивались и концерты солистов.

Но знаковый в музыкальной истории Либавы (и не только) год — 1881-й. Это — год основания филармонии, старейшей в Балтии. Своего здания не было, выступали в Ратуше, театре, Кургаузе. Libausche Zeitung постоянно публиковала рецензии на концерты филармонии. И уже спустя год газета писала, как вырос уровень исполнительского мастерства коллектива за минувшее время. Но вот что удивительно — филармония есть, а официальных документов нет. Только в 1886 году всю деятельность филармонического оркестра перенимает специально созданное Либавское музыкальное общество Philharmony. Получается, что в Лиепае пять лет действовала нелегальная филармония.

На свои летние симфонические концерты оркестр филармонии приглашал музыкантов из Германии и Польши. Да, в Лиепае всегда развивалась и многонациональная музыка, и в то же время уделялось большое внимание латышской культуре и музыке. Представители разных наций вышли из разных музыкальных школ, получился очень интересный синтез. Вот один пример — знаменитая личность в музыкальной истории Лиепаи, Габриэл Викер, еврей по национальности. Он приехал в город и открыл музыкальные курсы, где учились люди, позже ставшие знаменитыми. На должность художественного руководителя курсов он пригласил Язепа Витолса, вместе с которым учился и подружился в Петербурге.

Первая мировая война в одночасье прервала всю эту богатую и насыщенную культурную жизнь. Восстановление началось в 20-х годах XX века, в Лиепаю на жительство приехало очень много музыкантов, которые когда-то учились в Петербурге, играли в российских оркестрах... В 1922-м открылась Лиепайская опера, и ей, конечно, был нужен свой оркестр. Открылась Народная консерватория, она же музыкальная школа, рос уровень исполнительского мастерства. В Лиепае был создан филиал Латвийского общества музыкантов. Консерватория и опера стали основой для полноценного симфонического оркестра, и в 1926-м было воссоздано Лиепайское филармоническое общество. Ядром филармонического оркестра стал оперный музыкальный коллектив. Снова летом стали устраиваться симфонические концерты, традиционно они начинались в июле. Приглашались музыканты Национальной оперы, оркестра Рижского радиофона, а дирижеры — и из Риги, и из многих зарубежных стран.

«Вот эта фотография 1924 года — свидетельство, что еще до возрождения филармонии в Лиепае был полноценный симфонический оркестр, я нашла биографические данные практически всех музыкантов с этой фотографии, там очень яркие личности», — показывает Весма Левалде.

На фотографии запечатлены музыканты Лиепайского отделения Латвийского общества музыкантов. Это 28 сентября 1924 года, первый концерт сезона в зале Кургауза. Концерт посвящен творчеству Бетховена и Вагнера. Фотография — срез истории Латвии. Латыши, немцы, евреи, русские. Они родились в Лиепае, в других городах Латвии, в Германии, Польше, Литве... Учились в разных странах. Кто-то воевал в Первую мировую. Кто-то умер еще до Второй мировой. Кто-то был «добровольно репатриирован» в 1939-м. Кто-то погиб во время войны. Кто-то — эмигрировал. Многие и после войны продолжили творческую жизнь.

Но послевоенная жизнь, в том числе и творческая — это уже другая история.

Rus.Lsm.lv благодарит Лиепайский музей за предоставленные архивные фотографии. Особая благодарность — Весме Левалде за возможность познакомиться с материалами ее исследования.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное